Аннотация
В статье рассматриваются гипотезы относительно датировки Жития Феодосия Печерского. В центре внимания — две версии: создание памятника не позже 1088 г., до смерти печерского игумена Никона (гипотеза, выдвинутая А.Ю. Кубаревым и принятая А.А. Шахматовым, новые аргументы в пользу которой относительно недавно привел А. Поппэ), и не раньше 1107–1108 гг. (гипотеза, предложенная С.А. Бугославским, в настоящее время отстаиваемая Ю.А. Артамоновым). Приводятся доказательства в пользу написания Жития в промежуток между мартом 1088 и августом 1091 г., после кончины Никона и до перенесения мощей Феодосия в новый храм. Сильным аргументом против версии о написании Жития при жизни Никона являются именование его «светилом» наравне с давно покойными Феодосием и Антонием и называние «великим». Не менее сильным доводом против версии о создании памятника в 1107–1108 гг. является отсутствие известия о перенесения мощей преподобного. Остальные доказательства, обосновывающие как более раннюю, так и более позднюю версии написания Несторова труда, не представляются убедительными. Таким образом, нижняя (terminus post quem) и верхняя (terminus ante quem) хронологические границы устанавливаются достаточно определенно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исследования
1 Артамонов Ю.А. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: По поводу нового исследования А. Поппэ // Вестник церковной истории. 2013. № 1–2 (29–30). С. 361–387.
2 Артамонов Ю.А. Житие Феодосия Печерского: проблемы источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г.: Проблемы источниковедения / отв. ред. Л.В. Столярова. М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2003. С. 173–277.
3 Артамонов Ю.А. К вопросу о времени и истории написания летописного рассказа статьи 6599 (1091) г. о перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. № 3 (33). С. 11–12.
4 Биленкин В. «Чтение» преп. Нестора как памятник «глебоборисовского культа» // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. Т. 47. С. 54–64.
5 Бугославский С.А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преподобного Нестора. (Посвящается академику В.Н. Перетцу). I–III // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1914. Т. XIX. Кн. 1. С. 131–186.
6 Виноградов А.Ю. Особенности борисоглебских торжеств в свете византийской традиции // Slověne = Словѣне: Interational Journal of Slavic Studies. 2012. Vol. 1, № 2. С. 117–134.
7 Голубинский Е. История канонизации святых в Русской церкви. 2-е изд., испр. и доп. М.: Унив. тип., 1903. 597 с.
8 Кубарев А. О Патерике Печерском // Журнал Министерства народного просвещения. 1838. Ч. ХХ. № X: Декабрь. Отд. II: Науки. С. 1–34.
9 Кузьмин А.Г. Когда Нестор написал Житие Феодосия // Ученые записки Рязанского государственного педагогического института. 1970. Т. 61. С. 256–263.
10 Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977. 407 с.
11 Михеев С.М. Кто писал «Повесть временных лет»? М.: Индрик, 2011. 280 с. (Славяно-германские исследования. Т. 6)
12 Ольшевская Л.А. Типолого-текстологический анализ списков и редакций Киево-Печерского патерика // Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / изд. подгот. Л.А. Ольшевская и С.Н. Травников; отв. ред. А.С. Демин. М.: Наука, 1999. С. 253–315. (Серия «Литературные памятники»)
13 Поппэ А. Студиты на Руси: Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря. Киïв: Национальна академiя наук України; Институт iсторiї України; Центр дослiждень з iсторiї Київської Руси, 2011. 150 с. (Ruthenica. Supplementum 3)
14 Присёлков М.Д. Нестор Летописец. М.: Русскiй мир, 2009. 160 с.
15 Ранчин А.М. Житие Феодосия Печерского: традиционность и оригинальность поэтики // Ранчин А.М. Вертоград златословный: Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 165–180.
16 Ранчин А. Нестор Летописец. М.: Молодая гвардия, 2022. 349 с. (Серия «Жизнь замечательных людей». Вып. 1919)
17 Русинов В.Н. Житие Феодосия Печерского и проблемы его научной критики // Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1995. С. 3–23.
18 Русинов В.Н. Летописные статьи 1051–1117 гг. в связи с проблемой авторства и редакций «Повести временных лет» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. 2003. Вып. 1 (2). С. 111–147.
19 Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII вв. СПб.: Академический проект, 2003. 736 с.
20 Соболевский А.И. «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о свв. Борисе и Глебе» (По поводу статьи г. Левитского) // Христианское чтение. 1892. Т. 202. Ч. 1: Январь — февраль. С. 791–804.
21 Толочко А. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; Киев: Новое литературное обозрение, 2005. 544 с.
22 Ужанков А.Н. К вопросу о датировке «Жития Феодосия Печерского» // Герменевтика древнерусской литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2000. Вып. 10 / отв. ред. М.Ю. Люстров. С. 70–79.
23 Ужанков А.Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2000. № 2 (16). С. 28–50.
24 Ужанков А.Н. «Житие Феодосия Печерского»: к вопросу о датировке // Ужанков А.Н. Проблемы историографии и текстологии древнерусской книжности XI–XIII вв. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. С. 199–214.
25 Шахматов А.А. История русского летописания. СПб.: Наука, 2003. Т. 1: Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 2: Раннее русское летописание XI–XII вв. 1023 с.
26 Шифман И.Ш. Псалом 151 (Опыт текстологического исследования) // Письменные памятники Востока: Историко-филологические исследования: Ежегодник 1978–1979. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1987. С. 146–155.
27 <Яковлев В.А.> Древнекиевские религиозные сказания, исследование В. Яковлева. Варшава: В тип. Учебного округа, 1875. 160+II с.
28 Bosley R.D. A History of the Cults of SS. Theodosij and Antonij of the Kyiv Cave Monastery (Dissertation). Yale: University of Yale, 1980. 216 р.
29 Poppe A. Chronologia utworów Nestora-hagiografa // Slavia Orientalis. Warszawa, 1965. T. 14. S. 287–305.
30 Timberlake A. The Origins of Anonymous’s Skazanie and Nestor’s Chtenie o svv. Muchenikakh Borise i Glebe // Русский язык в научном освещении 2006. № 1 (11). С. 156–194.
Источники
31 Абрамович Д.И. Нестор Летописец // Русский биографический словарь. СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1914. [Т.] Нааке-Накенский — Николай Николаевич Старший. С. 254–255.
32 БЛДР: в 20 т. СПб.: Наука, 1997–2020.
33 ПСРЛ. 2-е изд. СПб.: Тип. М.А. Александрова; Л.: Изд-во АН СССР, 1908– 1926. Т. 1–15.
34 Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.): в 10 т. / гл. ред. Р.И. Аванесов, И.С. Улуханов. Т. 1: (а — възаконѧтисѧ). М.: Русский язык, 1988–.
35 Словарь русского языка XI–XVII вв. М.: Наука, 1975–.
36 <Срезневский И.И.> Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам / Труд И.И. Срезневского. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1893–1903. Т. 1–3.
37 Успенский сборник XII–XIII вв. / изд. подгот. О.А. Князевская, В.Г. Демьянов, М.В. Ляпон; под ред. С.И. Коткова. М.: Наука, 1971. 755 с.