«Девиантный» текст в историческом повествовании Древней Руси: типология сюжетов, поэтика, герменевтика 
(проект РНФ № 24-28-00091 https://rscf.ru/project/24-28-00091/)
 
 
Руководитель проекта: Туфанова Ольга Александровна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, ИМЛИ им. А.М. Горького РАН
Основной исполнитель: Демичева Наталья Алексеевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, ИМЛИ им. А.М. Горького РАН
 
Сроки реализации проекта: 2024–2025
 
Мероприятия проекта

 

 
  • 19 февраля 2024 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Антропофагический сюжет о поедании ребенка в древнерусских исторических произведениях» на VII Илюшинской конференции (МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет, Москва, 19–20 февраля 2024 г.)
Аннотация доклада: В докладе рассматривается один из «девиантных» сюжетов, в которых внимание концентрируется на поступках человека, нарушающих правовые, социальные и моральные нормы, — сюжет об убийстве и поедании матерью собственного ребенка в древнерусских исторических произведениях, посвященных осаде Иерусалима Титом в 70 г. н. э. (в древнерусском переводе «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия, Тихонравовском хронографе, в Летописце Еллинском и Римском 2-й редакции и в Русском хронографе 1512 г., Хронографе 1617 г.). Охарактеризована исходная ситуация, которая привела к девиантному поведению женщины; выявлены отличия в мотивации персонажа в различных текстах; проанализированы композиция данных антропофагических фрагментов в произведениях об осаде Иерусалима, их роль в произведениях, функции в них монологов и диалогов, средства, с помощью которых выражена авторская оценка.
 
 
 
 
  
  • 29 марта 2024 г. на заседании Отдела древнеславянских литератур ИМЛИ РАН состоялся доклад О.А. Туфановой «Проблема «девиантных» текстов в историческом повествовании Древней Руси: теоретико-литературный аспект» (Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва)

Аннотация доклада: В докладе было представлено теоретико-литературное обоснование введения в научный оборот понятия «девиантный» текст, дано «рабочее» определение понятия, показаны наиболее характерные отличительные признаки «девиантных» текстов в историческом повествовании Древней Руси, в частности, была продемонстрирована общая сюжетная схема и особенности триггер-мотивов в ряде фрагментов соответствующей тематики. Кроме того, был предложен основной классификационный принцип деления «девиантных» текстов на две большие группы, в рамках которых возможно выделение тематических подгрупп. На примере криминальных сюжетов из Повести временных лет и Псковской 2-й летописи продемонстрированы художественные особенности «девиантных» текстов первой группы, в которых запечатлевается насилующее зло (отрицательное отклонение).

Фотогалерея:

 

 

  

  

 

  • 18 апреля 2024 г. О.А. Туфанова выступила с докладом «Послание игумена Памфила о народных обрядах как пример бессюжетного «девиантного» повествования» на Международной научно-практической конференции «Семантика народной культуры в литературе», посвященной Году семьи в Российской Федерации (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, Москва, 18–19 апреля 2024 г.)

Аннотация доклада: В докладе на основе сопоставительного анализа летописной и краткой редакций Послания игумена Памфила была охарактеризована специфика бессюжетных «девиантных» текстов, одной из ярких художественных особенностей которых являются перечни странных, анормальных поступков героев повествования. В целом, Послание игумена Памфила в Псковской 1-й летописи, обладающее с точки зрения эпистолярного канона всеми необходимыми элементами, в силу особенностей тематики и аргументативной структуры, может рассматриваться как яркий пример бессюжетного «девиантного» повествования, которое демонстрирует специфику локального культурно-религиозного конфликта как конфликта норм поведения в «расходящихся культурных системах» (Т. Селлин) и дает представление как об антимодели поведения во время празднования дня Иоанна Предтечи, так и об идеальной, нормативной для христианина модели поведения.

 

  • 18 апреля 2024 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Антропофагия как черта языческих народов в представлении древнерусских книжников» на Международной научно-практической конференции «Семантика народной культуры в литературе», посвященной Году семьи в Российской Федерации (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, Москва, 18–19 апреля 2024 г.)

Аннотация доклада: В докладе анализируется феномен изображения языческих народов как антропофагов в переводных и оригинальных древнерусских произведениях (Житие апостола Андрея Первозванного, Житие Андрея Юродивого, Александрия Сербская, Хроника Георгия Амартола, Повесть временных лет, «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране», Хронограф 1617 г.). Рассматриваются как небольшие описания этнографического характера, так и «девиантные» тексты (термин О.А. Туфановой) о столкновении христиан с людоедами. Выявлены основные составляющие образа антропофагов в древнерусской книжности (мотив наготы, сопоставление с животными, зооморфное, монструозное изображение на миниатюрах рукописей и т.д.), охарактеризована специфика текстов о миссионерской деятельности апостола Андрея.

 
 
  • 26 апреля 2024 г. О.А. Туфанова выступила с докладом «Девиантный» текст в историческом повествовании Древней Руси: первые сюжеты, поэтика, герменевтика» на IX Международных славянских чтениях (Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры; Институт славяноведения РАН, Москва)

Аннотация доклада: В докладе были представлены предварительные размышления над принципами описания текстов, посвященных людям с паранормальными способностями. Основное внимание было уделено рассмотрению сюжета о пророчестве волхвов, в частности сюжета о предсказании князю Олегу смерти от коня. На основе выборки из различных летописных сводов была прослежена история бытования самой известной версии сюжета, изложенной в Лаврентьевской летописи, как пример устойчиво повторяющегося и воспроизводимого с разной степенью детализации «девиантного» текста.

Программа конференции  

 
 
  • 18 мая 2024 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Сюжеты о преступлениях против личности в древнерусских летописях XV–XVI веков» на VIII Международной научно-практической конференции «Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако» (Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, 17–18 мая 2024 г.).

Аннотация доклада: Доклад посвящен сюжетам о преступлениях против личности (убийствах; нанесении увечий, ран и побоев; оскорблении действием) в древнерусских летописях XV–XVI вв. Летописные тексты (рассказы об убийстве князя Дмитрия Юрьевича Шемяки, рассказ об убийстве Юрием Смоленским Симеона Вяземского и его жены, повесть об ослеплении Василия II и др.) разбираются как с историко-правовой, так и с содержательно-художественной точки зрения. При анализе произведений используется в том числе понятие «девиантный» текст – термин О.А. Туфановой, в исследуемых летописных фрагментах выделяются значимые для этого явления элементы: характеристика исходной ситуации, рассказ о поступке/ах персонажа либо группы, оценка этих деяний летописцем.

Программа конференции  

 

Фотогалерея:

 

 

20240518132233 IMG 1518  20240518132130 IMG 1511
 
  • 20 июня 2024 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Девиантное поведение человека в осажденном городе (на материале исторического повествования Древней Руси)» на VI Международной научной конференции «Древнеславянские литературы и книжность: новейшие исследования и научные проекты» (Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, 20–22 июня 2024 г.)

Аннотация доклада: Осада города рассматривается в докладе как экстраординарная и экстремальная ситуация, являющаяся девиантогенным фактором. При анализе древнерусских текстов, посвященных событиям такого рода (рассказа Лаврентьевской летописи под 6690 г. о взятии Торжка Всеволодом Юрьевичем, пространной повести о нашествии Тохтамыша на Москву, «Сказания» Авраамия Палицына, повести о взятии Иерусалима Титом в Летописце Еллинском и Римском 2-й редакции и Тихонравовском хронографе), выявляются упоминания отклоняющегося от нормы поведения осажденных: вынужденного изменения пищевых привычек (в том числе антропофагии), пьянства, мародерства, актов насилия. Установлено, что описания девиантного поведения тех, кто во время осады находился внутри крепости, тесно связаны с развитием сюжета и идеей произведений. Определяется тип «девиантного» повествования (сюжетное либо бессюжетное), анализируются его художественные особенности и функция в проанализированных текстах.

 

  • 20 июня 2024 г. О.А. Туфанова выступила с докладом «Диковинное поведение людей в экстремальных ситуациях в изображении летописцев» на VI Международной научной конференции «Древнеславянские литературы и книжность: новейшие исследования и научные проекты» (Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, 20–22 июня 2024 г.)

Аннотация доклада: В рамках доклада были проанализированы две группы «девиантных» текстов, рассказывающих об эпидемиях. Так, развернутое бессюжетное повествование о чуме 1352 г. в Псковской 1-й летописи, почти без изменений повторенное в Псковской 2-й летописи и в Летописи Авраамки, было рассмотрено как яркий пример «девиантного» текста, запечатлевшего положительное отклонение, дающего летописный практический образец идеального поведения христианина в конкретной экстремальной жизненной ситуации. В качестве примера «девиантного» текста, запечатлевшего отрицательное отклонение в поведении людей, был проанализирован рассказ об эпидемии в Москве 1654 г., включенный в Летописец 1619–1691 гг., в котором сопоставление и противопоставление действий нормальных в ситуации морового поветрия и девиантных ведется по одним и тем же параметрам: наличие/отсутствие страха Божьего, помнят/не помнят о смертном часе, грабят/не грабят опустевшие дома, хоронят/не хоронят умерших и др. 

Программа конференции  

 
 
  • 27 ноября 2024 г. Н.А. Демичева провела занятие на тему «Антропофаги в литературе Древней Руси: чтение и анализ древнерусского “девиантного” текста» в Автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Хорошевская школа» (г. Москва)

В ходе мероприятия ученики узнали о проекте «“Девиантный” текст в историческом повествовании Древней Руси: типология сюжетов, поэтика, герменевтика» (проект РНФ № 24-28-00091 https://rscf.ru/project/24-28-00091/), познакомились с понятием «девиантного» текста, его сюжетной схемой, основными особенностями произведений об антропофагии. На этом материале школьники отработали навыки чтения и анализа древнерусского текста, необходимые для подготовки к олимпиадам по русскому языку.

Ссылка на информацию о мероприятии на ресурсе школы: ⭐️ Лекция «Антропофаги в литературе Древней.. | Хорошкола

Фотогалерея:

 

 

   

 
 
  • 5 декабря 2024 г. О.А. Туфанова выступила с докладом «Типология криминальных сюжетов в историческом повествовании Древней Руси» на XIII Всероссийской конференции «Древнерусская литература и литература Нового времени», посвященной памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева (К 115-летию со дня рождения Н.И. Прокофьева) (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, г. Москва, 5–7 декабря 2024 г.)

Аннотация доклада: По содержанию весь корпус летописных «девиантных» текстов условно можно разделить на тематические группы, в каждой из которых есть своя художественная специфика и свои подгруппы. В докладе были представлены критерии отбора сюжетов из общего летописного массива для составления типологии «девиантных» текстов, а также «рабочая» версия классификации одной из тематических групп. По родовому объекту посягательств среди криминальных сюжетов были выделены три основные тематические подгруппы: сюжеты о массовых преступлениях против власти и/или порядка, сюжеты о преступлениях против личности и сюжеты о преступлениях против семьи и нравственности. На примере фрагментов из Летописца 1619–1691 гг., «Московского летописного свода конца XV века», «Повести временных лет» были показаны специфические особенности каждой из подгрупп.

 

  • 6 декабря 2024 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Летописные повести об ослеплении князей как девиантные тексты» на XIII Всероссийской конференции «Древнерусская литература и литература Нового времени», посвященной памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева (К 115-летию со дня рождения Н.И. Прокофьева) (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, г. Москва, 5–7 декабря 2024 г.)

 Аннотация доклада: В докладе в рамках концепции «девиантного» текста анализируются «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» и «Повесть об ослеплении Василия II». В центре внимания в данных произведениях находятся случаи нелегитимного насилия. В формальном плане они представляют собой сюжетное повествование, соответствуют трехкомпонентной схеме «девиантного» текста. В качестве исходной ситуации в обоих произведениях представлена ситуация благополучия, которое внезапно нарушается посредством мотива возникновения заговора по дьявольскому наущению. Само ослепление изображено в повестях различным образом: в первом случае процесс нанесения увечий описан подробно, во втором — только указывается на факт ослепления князя. В обоих произведениях существенное значение имеет негативная оценка описанных деяний, что связано с идеологической позицией книжников.

 Программа конференции  

 
 
  • 24 января 2025 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Летописный рассказ об убийстве Ярополка Изяславича: структура и поэтика “девиантного” текста» на Международной филологической конференции «Поэтика текста» (Тверской государственный университет, филологический факультет, кафедра истории и теории литературы, г. Тверь, 24–25 января 2025 г.).
Аннотация доклада: В докладе летописный рассказ об убийстве князя Ярополка Изяславича 22 ноября 1086 г. рассматривается в рамках концепции «девиантного» текста. При анализе трехкомпонентной сюжетной схемы отмечается, что 1) исходная ситуация практически не описана, сообщается только о передвижениях Ярополка, отсутствует информация о том, кем являлся убийца и каковы его мотивы; 2) сам рассказ об отклоняющихся от нормы действиях очень лаконичен, фактографичен, но при этом содержит ряд деталей; 3) в произведении эксплицитно выражена негативная оценка произошедшего (использование отрицательных эпитетов по отношению к убийце, сообщение о плаче киевлян по убитому, довольно обширная панегирическая часть, в которой указываются положительные качества Ярополка, приводится молитва князя с упоминанием Бориса и Глеба). Однако в то же время гибель преподносится как благо, ниспосланное Богом в ответ на молитву князя и позволяющее посредством мученической смерти обрести вечную жизнь.
 
 
  • 11 февраля 2025 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Положительная девиация во время военных действий в историческом повествовании Древней Руси» на VIII Илюшинской конференции (МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет, г. Москва, 11–12 февраля 2025 г.).
Аннотация доклада: В докладе анализируются древнерусские «девиантные» тексты, в которых зафиксировано положительное отклонение во время военных действий в историческом повествовании Древней Руси. На материале повести об осаде Киева печенегами в 968 г. и так называемого «Сказания о белгородском киселе» под 997 г. в Повести временных лет рассматриваются особенности сюжетов о проявлении хитрости и смекалки горожан и их союзников в экстремальной ситуации осады. Выявляется специфика изображения героических поступков людей, готовых на риск и самопожертвование, как во время осады (повесть о Сандомирском взятии 1259 г. в Галицко-Волынской летописи под 1261 г.), так и в ходе полевого сражения (перечень подвигов героев Невской битвы в «Житии Александра Невского), в том числе и в рамках поединка (сюжеты о битвах Кожемяки с печенегом и Мстислава с Редедей в Повести временных лет, Евпатия Коловрата с Хостоврулом в «Повести о разорении Рязани Батыем», Пересвета с Челубеем в «Сказании о Мамаевом побоище»). Отмечается, что тексты, в которых запечатлены положительные отклонения во время военных действий, нередко имеют связь с фольклорной традицией. При анализе произведений основное внимание уделяется средствам выражения оценки поступка героя.
 
 
 
  • 21 марта 2025 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «“Девиантный” текст о смерти митрополита Константина в 1159 г. в русском летописании: к проблеме столкновения культур» на Всероссийской конференции «“Свой” – “Чужой” в контексте исследования языка, художественной литературы, изобразительных искусств и культуры» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, 21–22 марта 2025 г.).
Аннотация доклада: В докладе рассматривается рассказ о смерти киевского митрополита Константина в 1159 г. в Лаврентьевской летописи. В нем отражено столкновение культур: манипуляции с телом митрополита вызвали непонимание жителей Руси, незнакомых с аскетической традицией «добровольного поношения останков», хорошо известной на Родине Константина – в Византии. В связи с этим произведение об этом событии имеет черты «девиантного» сюжетного повествования, в котором акцентируется внимание на странности, неординарности произошедшего. При этом в летописании XV–XVI вв. оно трансформируется в соответствии с агиографическими образцами, в которых требования героев совершить подобные действия с их останками были связаны с их святостью.
 
 
  • 11 апреля 2025 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Антропофагия во время голода в изображении древнерусских летописцев» на Всероссийской научной конференции с международным участием «Хлеб наш насущный: пища и традиции трапезы в истории человечества» (Московский городской педагогический университет, Институт гуманитарных наук, г. Москва, 11 апреля 2025 г.).

Аннотация доклада: Доклад посвящен летописным произведениям, в которых фиксируются случаи антропофагии во время голода в результате природных катаклизмов, происходивших на территории Руси (рассказы о событиях 1230–1231 гг. в Новгородской I и Новгородской IV летописях; 1442–1443 г. в Ермолинской летописи; начала 1570-х гг. в Новгородском летописце 1589 г.; 1601–1603 г. в «Летописце выбором»). Данный материал был проанализирован в рамках концепции «девиантного» текста. При описании исходной ситуации наиболее важным является мотив голода в совокупности с упоминанием заморозков и роста цен на продовольствие в качестве его причин. Отмечается, что большая часть рассмотренных текстов (за исключением рассказа о голоде 1442–1443 г.) представляют собой бессюжетное повествование, информация о поедании одних людей другими носит обобщающий характер, включается в перечень отклоняющихся от нормы поступков. Негативная оценка события может быть как эксплицитно выражена в тексте, так и обнаруживаться лишь с учетом культурного и летописного контекста.

PDF

 
Публикации по теме проекта
 
 

 

PDF