«Девиантный» текст в историческом повествовании Древней Руси: типология сюжетов, поэтика, герменевтика 
(проект РНФ № 24-28-00091 https://rscf.ru/project/24-28-00091/)
 
 
Руководитель проекта: Туфанова Ольга Александровна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, ИМЛИ им. А.М. Горького РАН
Основной исполнитель: Демичева Наталья Алексеевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, ИМЛИ им. А.М. Горького РАН
 
Сроки реализации проекта: 2024–2025
 
Мероприятия проекта

 

 
  • 19 февраля 2024 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Антропофагический сюжет о поедании ребенка в древнерусских исторических произведениях» на VII Илюшинской конференции (МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет, Москва, 19–20 февраля 2024 г.)
 
 
Аннотация доклада: В докладе рассматривается один из «девиантных» сюжетов, в которых внимание концентрируется на поступках человека, нарушающих правовые, социальные и моральные нормы, — сюжет об убийстве и поедании матерью собственного ребенка в древнерусских исторических произведениях, посвященных осаде Иерусалима Титом в 70 г. н. э. (в древнерусском переводе «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия, Тихонравовском хронографе, в Летописце Еллинском и Римском 2-й редакции и в Русском хронографе 1512 г., Хронографе 1617 г.). Охарактеризована исходная ситуация, которая привела к девиантному поведению женщины; выявлены отличия в мотивации персонажа в различных текстах; проанализированы композиция данных антропофагических фрагментов в произведениях об осаде Иерусалима, их роль в произведениях, функции в них монологов и диалогов, средства, с помощью которых выражена авторская оценка.
 
 
  • 29 марта 2024 г. на заседании Отдела древнеславянских литератур ИМЛИ РАН состоялся доклад О.А. Туфановой «Проблема «девиантных» текстов в историческом повествовании Древней Руси: теоретико-литературный аспект»

Аннотация доклада: В докладе было представлено теоретико-литературное обоснование введения в научный оборот понятия «девиантный» текст, дано «рабочее» определение понятия, показаны наиболее характерные отличительные признаки «девиантных» текстов в историческом повествовании Древней Руси, в частности, была продемонстрирована общая сюжетная схема и особенности триггер-мотивов в ряде фрагментов соответствующей тематики. Кроме того, был предложен основной классификационный принцип деления «девиантных» текстов на две большие группы, в рамках которых возможно выделение тематических подгрупп. На примере криминальных сюжетов из Повести временных лет и Псковской 2-й летописи продемонстрированы художественные особенности «девиантных» текстов первой группы, в которых запечатлевается насилующее зло (отрицательное отклонение).

Фотогалерея:

 

 

  

  

 

  • 18 апреля 2024 г. О.А. Туфанова выступила с докладом «Послание игумена Памфила о народных обрядах как пример бессюжетного «девиантного» повествования» на Международной научно-практической конференции «Семантика народной культуры в литературе», посвященной Году семьи в Российской Федерации (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, 18–19 апреля 2024 г.)

Аннотация доклада: В докладе на основе сопоставительного анализа летописной и краткой редакций Послания игумена Памфила была охарактеризована специфика бессюжетных «девиантных» текстов, одной из ярких художественных особенностей которых являются перечни странных, анормальных поступков героев повествования. В целом, Послание игумена Памфила в Псковской 1-й летописи, обладающее с точки зрения эпистолярного канона всеми необходимыми элементами, в силу особенностей тематики и аргументативной структуры, может рассматриваться как яркий пример бессюжетного «девиантного» повествования, которое демонстрирует специфику локального культурно-религиозного конфликта как конфликта норм поведения в «расходящихся культурных системах» (Т. Селлин) и дает представление как об антимодели поведения во время празднования дня Иоанна Предтечи, так и об идеальной, нормативной для христианина модели поведения.

 

  • 18 апреля 2024 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Антропофагия как черта языческих народов в представлении древнерусских книжников» на Международной научно-практической конференции «Семантика народной культуры в литературе», посвященной Году семьи в Российской Федерации (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, 18–19 апреля 2024 г.)

Аннотация доклада: В докладе анализируется феномен изображения языческих народов как антропофагов в переводных и оригинальных древнерусских произведениях (Житие апостола Андрея Первозванного, Житие Андрея Юродивого, Александрия Сербская, Хроника Георгия Амартола, Повесть временных лет, «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране», Хронограф 1617 г.). Рассматриваются как небольшие описания этнографического характера, так и «девиантные» тексты (термин О.А. Туфановой) о столкновении христиан с людоедами. Выявлены основные составляющие образа антропофагов в древнерусской книжности (мотив наготы, сопоставление с животными, зооморфное, монструозное изображение на миниатюрах рукописей и т.д.), охарактеризована специфика текстов о миссионерской деятельности апостола Андрея.

 
 
  • 26 апреля 2024 г. О.А. Туфанова выступила с докладом «Девиантный» текст в историческом повествовании Древней Руси: первые сюжеты, поэтика, герменевтика» на IX Международных славянских чтениях (Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры; Институт славяноведения РАН, Москва)

Аннотация доклада: В докладе были представлены предварительные размышления над принципами создания типологии «девиантных» текстов в историческом повествовании Древней Руси, а также тематическая классификация сюжетов о людях, обладающих паранормальными способностями. На примере сюжетов о пророчествах волхвов (в частности, сюжета о предсказании князю Олегу смерти от коня) были продемонстрированы принципы описания подобных текстов в разрабатываемой типологии. Кроме того, на обширном летописном материале прослежена история бытования этого сюжета, а именно судьба самой известной версии сюжета, изложенной в Лаврентьевской летописи Нестором.

Программа конференции 
 
 
 
  • 18 мая 2024 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Сюжеты о преступлениях против личности в древнерусских летописях XV–XVI веков» на VIII Международной научно-практической конференции «Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако» (Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, 17–18 мая 2024 г.).

Аннотация доклада: Доклад посвящен сюжетам о преступлениях против личности (убийствах; нанесении увечий, ран и побоев; оскорблении действием) в древнерусских летописях XV–XVI вв. Летописные тексты (рассказы об убийстве князя Дмитрия Юрьевича Шемяки, рассказ об убийстве Юрием Смоленским Симеона Вяземского и его жены, повесть об ослеплении Василия II и др.) разбираются как с историко-правовой, так и с содержательно-художественной точки зрения. При анализе произведений используется в том числе понятие «девиантный» текст – термин О.А. Туфановой, в исследуемых летописных фрагментах выделяются значимые для этого явления элементы: характеристика исходной ситуации, рассказ о поступке/ах персонажа либо группы, оценка этих деяний летописцем.

Программа конференции 

 

 

Фотогалерея:

 

 

20240518132233 IMG 1518  20240518132130 IMG 1511
 
  • 20 июня 2024 г. Н.А. Демичева выступила с докладом «Девиантное поведение человека в осажденном городе (на материале исторического повествования Древней Руси)» на VI Международной научной конференции «Древнеславянские литературы и книжность: новейшие исследования и научные проекты» (Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, 20–22 июня 2024 г.)

Аннотация доклада: Осада города рассматривается в докладе как экстраординарная и экстремальная ситуация, являющаяся девиантогенным фактором. При анализе древнерусских текстов, посвященных событиям такого рода (рассказа Лаврентьевской летописи под 6690 г. о взятии Торжка Всеволодом Юрьевичем, пространной повести о нашествии Тохтамыша на Москву, «Сказания» Авраамия Палицына, повести о взятии Иерусалима Титом в Летописце Еллинском и Римском 2-й редакции и Тихонравовском хронографе), выявляются упоминания отклоняющегося от нормы поведения осажденных: вынужденного изменения пищевых привычек (в том числе антропофагии), пьянства, мародерства, актов насилия. Установлено, что описания девиантного поведения тех, кто во время осады находился внутри крепости, тесно связаны с развитием сюжета и идеей произведений. Определяется тип «девиантного» повествования (сюжетное либо бессюжетное), анализируются его художественные особенности и функция в проанализированных текстах.

 

  • 20 июня 2024 г. О.А. Туфанова выступила с докладом «Диковинное поведение людей в экстремальных ситуациях в изображении летописцев» на VI Международной научной конференции «Древнеславянские литературы и книжность: новейшие исследования и научные проекты» (Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, 20–22 июня 2024 г.)

Аннотация доклада: В фокусе внимания летописцев на протяжении всей истории существования древнерусской словесности находились, как правило, катастрофические экстремальные ситуации: войны, эпидемии, природные катаклизмы и пр. В рамках доклада были проанализированы две группы «девиантных» текстов, рассказывающих об эпидемиях. Так, развернутое бессюжетное повествование о чуме 1352 г. в Псковской 1-й летописи, почти без изменений повторенное в Псковской 2-й летописи и в Летописи Авраамки, было рассмотрено как яркий пример «девиантного» текста, запечатлевшего положительное отклонение, дающего летописный практический образец идеального поведения христианина в конкретной экстремальной жизненной ситуации. Сопоставление рассказов о море 1352 г. в Псковских и Патриаршей или Никоновской летописях показало, что у книжников были разные художественные и идеологические задачи. В качестве примера «девиантного» текста, запечатлевшего отрицательное отклонение в поведении людей, был проанализирован рассказ об эпидемии в Москве 1654 г., включенный в Летописец 1619–1691 гг., в котором сопоставление и противопоставление действий нормальных в ситуации морового поветрия и девиантных ведется по одним и тем же параметрам: наличие/отсутствие страха Божьего, помнят/не помнят о смертном часе, грабят/не грабят опустевшие дома, хоронят/не хоронят умерших и др. При этом на протяжении всего бессюжетного повествования летописец постоянно подчеркивает, что и в ситуации эпидемии, когда каждый «ожидающе себе конца», можно и должно вести себя достойно. А любые проявления девиантности, будь то грабеж, небрежение о мертвых, терзание трупов, нападение и пр., носят характер временный и либо прекращаются волей разумно ведущих себя, в соответствии с происходящими событиями людей, либо завершаются гибелью самих «девиантов».

Программа конференции 

 
 
 
Публикации по теме проекта