Полный текст:

PDF

Автор: Симян Т.С.
Информация об авторе:

Тигран Сержикович Симян — доктор филологических наук, профессор, Ереванский государственный университет, ул. Алека Манукяна, д. 1, 0025 г. Ереван, Армения.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9534-3505

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Для цитирования:

Симян Т.С. К вопросу о политическом контексте изобретения письменности (армянской и славянской) // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 22 / Ин-т мировой литературы РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 469–491. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2023-22-469-491 

УДК: 80
EDN:

https://elibrary.ru/SOWWJL

Ключевые слова: изобретение алфавита, армянская письменность, славянская письменность, фронтир, Маштоц, Кирилл, Мефодий.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2023-22-469-491
Дата публикации: 20.09.2023

Исследование выполнено при финансовой поддержке Комитета по науке РА в рамках научного проекта № 21AG‐6C041

Аннотация:

Статья посвящена анализу политического контекста изобретения письменности на примере Месропа Маштоца и Кирилла и Мефодия, освящаемая в типологическом ключе. Детально анализируется габитус и деятельность Маштоца на основе текста Корюна, армянского историка, переводчика и писателя V в. Маштоц представляется не только как создатель армянской письменности, но и как культурный деятель, дипломат, учитывающий все сложные политические разногласия между Ираном (Восточная Армения) и Византией (Западная Армения), а также между христианскими религиозными конфессиями (армянская, сирийская) и зороастризмом. Политический контекст славянской письменности показал, что и в это время были разногласия и конфронтация интересов между католической и греческой конфессиями. Рассмотрение эмпирического материала привело к выводу, что Маштоц, Кирилл и Ме- фодий изобретением армянской и славянской письменностей решали вопросы сохранения идентичности и создания предпосылок для генерирования христианского и светского дискурсов. Изобретение Маштоцем новых алфавитов для грузин, кавказских албанцев имело геополитическое значение, создававшее на северо-востоке христианскую «стену» для ослабевшей Армении. В области Гохтна Маштоц своей просвещенческой и переводческой деятельностью решал вопрос продвижения зороастризма, поскольку эта область была проблематичной контактной зоной; христианские ценности не были глубоко привиты там, и армяне с языческим мировоззрением были предрасположены к ассимиляции, принятию зороастризма. Анализ славянского материалa также показал, что Моравия была контактной зоной для геополитических конфронтаций между восточной и западной Церквами. Борьба за «периферию» и контактную зону была важна и для римской Церкви, и для византийской (православной).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

1 Абегян М. Месроп Маштоц и начало армянской письменности и литературы // Месроп Маштоц. Сб. ст. Ереван: Изд-во Акад. наук Армянской ССР, 1962. С. 242–305.

2 Абегян М. Месроп Маштоц и начало армянской письменности и литературы // Корюн. Житие Маштоца. Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 1980. С. 5–54.

3 Амбарцумян В. Великий основоположник армянского письма и словесности // Историко-филологический журнал. 1962. № 3. С. 3–16. Identifier: oai:arar.sci.am:170464 (На арм. яз.)

4 Аревшатян С. Философские взгляды Месропа Маштоца // Историко-филологический журнал. 1996. № 1–2. С. 91–110. Identifier: oai:arar.sci.am:174337 (На арм. яз.)

5 Казарян М.М. Образ Месропа Маштоца в армянском изобразительном искусстве // Историко-филологический журнал. 1962. № 2. С. 62–72. Identifier: oai:arar.sci.am:170433 (На арм. яз.)

6 Кисилёв А.Ф., Лубков А.В. Судьбоносные святые Кирилл и Мефодий // Высшее образование сегодня. 2021. № 3. С. 64–75. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.03.P.64

7 Македон Е.А., Колесниченко Л.В. Основатели славянской письменности подвижники Кирилл и Мефодий // Язык и культура: сб. науч. трудов IV Республиканской научной конференции (14 ноября 2018 г.). Макеевка: [б. и.], 2018. С. 116–118.

8 Манандян Я.А. Месроп-Маштоц и борьба армянского народа за культурную самобытность. Ереван: АРМФАН, 1941. 48 с.

9 Маргарян Е.Г. Эллинизм и его трансформации. Проблемы периодизации, универсализации и преемственности. Ереван: [б. и.], 2021. 367 с.

10 Марр Н.Я. Древнеармянский алфавит и сирийское письмо // Историко-филологический журнал. 2005. № 2. С. 30–57. Identifier: oai:arar.sci.am:175124 (На арм. яз.)

11 Мартиросян А. Маштоц / под ред. С.С. Аревшатяна. Ереван: Изд-во Акад. наук Армянской ССР, 1988. 257 с.

12 Мелик-Бахшян С.Т., Акопян Т.Х. Месроп Маштоц. Ереван: Айпетрат, 1959. 60 с․ (На арм. яз.)

13 Мелик-Оганджанян К.А. Корюн и его ≪История Маштоца≫ // Корюн. Житие Маштоца / пер. с древнеарм. Ш.В. Смбатяна и К.А. Мелик-Огаджаняна; пре- дисл. К.А. Мелик-Оганджанян; коммент. Ш.В. Смбатян. Ереван: Айпетрат 1962. С. 5–70.

14 Мовсисян А. Основатель армянской школы и первый учитель // Месроп Маштоц. Сб. ст. Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 1963. С. 211–260. (На арм. яз.)

15 Налбандян В.С. Жизнь и творчество Месропа Маштоца // Месроп Маштоц. Сб. ст. Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 1963. С. 2–56. (На арм. яз.)

16 Ованнисян А.Г. Историческое значение письмён Маштоца // Историко-филологический журнал. 1962. № 2. С. 3–14. Identifier: oai:arar.sci.am:170429 (На арм. яз.)

17 Первушин М.В. Герой и его авторское представление в агиографической литературе Средневековья: на примере житий равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия // Труди Київської Духовної Академії. Київ, 2015. № 22. С. 267–277.

18 Садоян Л. Армянский месроповский алфавит // Историко-филологический журнал. 2005. № 2. С. 58–86. Identifier: oai:arar.sci.am:175125 (На арм. яз.)

19 Севак Г.Г. Месроповские письмена, их особенности структуры и источников // Месроп Маштоц. Сб. ст. Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 1963. С. 163–208. (На арм. яз.)

20 Смбатян Ш.В. Примечания // Корюн. Житие Маштоца / пер. с древнеарм. Ш.В. Смбатяна и К.А. Мелик-Огаджаняна; предисл. К.А. Мелик-Оганжанян; коммент. Ш.В. Смбатян. Ереван: Айпетрат, 1962. С. 127–154.

21 Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности и современная им эпоха // Сказания о начале славянской письменности / отв. ред. д-р ист. наук В.Д. Королюк; вступ. ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори. М.: Наука, 1981. С. 5–69.

22 Шулежкова С.Г., Михин А.Н. Ватиканское Евангелие X в. и общелитературный язык средневековой Славии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2017. № 2. С. 252–261.

Источники

23 Булла Адриана в ≪Похвальном слове Кириллу и Мефодию≫ // Сказания о начале славянской письменности / отв. ред. д-р ист. наук В.Д. Королюк; вступ. ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори. М.: Наука, 1981. С. 196–197.

24 Житие Константина // Сказания о начале славянской письменности / отв. ред. д-р ист. наук В.Д. Королюк; вступ. ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори. М.: Наука, 1981. С. 70–92.

25 Житие Мефодия // Сказания о начале славянской письменности / отв. ред.

д-р ист. наук В.Д. Королюк; вступ. ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори. М.: Наука, 1981. С. 93–101.

26 Из буллы Папы Иоанна VIII от июня 880 г. // Сказания о начале славянской письменности / отв. ред. д-р ист. наук В.Д. Королюк; вступ. ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори. М.: Наука, 1981. С. 197.

27 Корюн. Житие Маштоца / пер. с древнеарм. Ш.В. Смбатяна и К.А. Мелик-Огаджаняна; предисл. К.А. Мелик-Оганджанян; коммент. Ш.В. Смбатян. Ереван: Айпетрат, 1962. 164 с.