Аннотация:
События, отраженные в «Мазуринском летописце», охватывают славянскую историю от легендарных правителей славян до Петра I. К концу XVII в. существовала обширная традиция изображения русских князей в летописных сводах с древнейших времен, в житиях, воинских повестях, «Степенной книге» и публицистических произведениях эпохи Смуты. Автор «Мазуринского летописца» Исидор Сназин использовал возможности этих жанров. Изложение истории Руси как покровительствуемого Богом государства требовало отбора фактов и построения определенной системы образов правителей. Правители-язычники изображены, часто с помощью гипербол, на основе летописей как могущественные воины, ведшие успешные битвы с врагами и прославленные силой, хотя в сравнении с рассказами «Повести временных лет» сведения о них значительно сокращены. Из этого круга правителей только Рюрик, кратко упомянутый Сназиным, в дальнейшем появляется как предок русских князей. Для отражения основных вех истории Московского государства летописец использовал образы московских правителей и их прямых предков, подробно представленных в «Степенной книге», создатели которой изобразили их идеальными персонажами. Значительная часть этих образов в летописи Сназина также идеализирована, с помощью изображения через действия, оценку другими персонажами, в восхваляющих характеристиках, созданных приемами эмоционально-экспрессивного стиля. В соответствии с летописной традицией наряду с идеальными персонажами появляются правители, изображенные реально-историческим способом, проявляющие разноплановые качества в зависимости от хода событий. Князья — современники героев «Степенной книги» — изображены подробно в тех случаях, когда с их правлением связана жизнь святых, знамения и чудеса. В характеристиках царей XVII в. заметно усиление документально-церемониального стиля, не использованного в предшествующем повествовании, и ослабление эмоциональных характеристик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исследования
1 Азбелев С.Н. Новгородские местные летописцы // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 15: К Четвертому международному конгрессу славистов / отв. ред. Д.С. Лихачев. С. 364–370.
2 Богданов А.П. Летописец и историк конца XVII века: Очерки исторической мысли «переходного времени». 2-е изд., испр. и доп. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 218 с. DOI: 10.23681/495856
3 Лобакова И.А. «Повесть о разорении Рязани Батыем» в составе летописных сводов XVII в. // ТОДРЛ. СПб.: Пушкинский Дом, 2022. Т. 69 / отв. ред. С.А. Семячко. С. 469–494. DOI: 10.31860/0130-464X-2022-69-469-494
4 Трофимова Н.В. Воинское повествование в Мазуринском летописце // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2022. № 4 (77). С. 83–93.
5 Трофимова Н.В. «И бысть царь славен». Изображение Ивана Грозного в «Мазуринском летописце» // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 22 / Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 455–466. https://doi.org/10.22455/ HORL.1607-6192-2023-22-455-466
Источники
6 Богданов А.П. Исидор Сназин // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. [Вып. 3]: XVII век. Ч. 2: И—О. С. 122–124.
7 Мазуринский летописец / ПСРЛ. Летописцы последней четверти XVII в. М.: Наука, 1968. Т. 31. С. 11–179.
8 Словарь русского языка XI–XVII вв. М.: Наука, 2011. Вып. 29 (Сулегъ – Тольмиже). 480 с.