Полный текст:

PDF

Автор: Дорофеева Л.Г.
Информация об авторе:

Людмила Григорьевна Дорофеева — доктор филологических наук, доцент, профессор, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, ул. А. Невского, д. 14, 236041 г. Кали- нинград, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3622-8379

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Для цитирования:

Дорофеева Л.Г. Мотив лествицы в Житии преподобного Иоанна Лествичника (по Четьям-Минеям святителя Димитрия Ростовского) // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 23 / Ин-т мировой литературы им. А.М. Горько- го РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 160–178. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2024-23-160-178 

УДК: 821.161.1.0
EDN:

https://elibrary.ru/ENBHGE

Ключевые слова: древнерусская агиография, Житие Иоанна Синайского, Димитрий Ростовский, переходная эпоха, агиографическая топика, мотив лествицы.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2024-23-160-178

Статья написана при поддержке Российского научного фонда, проект № 22-18-00005

Аннотация:

Статья посвящается изучению поэтики Жития преподобного Иоанна Лествичника по Четьям-Минеям святителя Димитрия Ростовского издания Киево-Печерской Лавры 1746 г. Рассматривается ключевой мотив лествицы, его смысловая и поэтическая функция в Житии. Анализ проводится в сопоставлении с текстом Жития первопечатного издания Лествицы 1647 г. Святитель Димитрий Ростовский обращался при составлении жития к разным источникам — греческим, славянским, латинским, при этом к двум исходным для него текстам: Краткому житию Иоанна Синайского, составленному Даниилом Раифским, и житийному повествованию некоего инока «синхрона», современника святого. Сохра- няя смысл топоса лествицы Краткого жития с его главной идеей восхождения от мира «вещественного» к «невещественному», святитель Димитрий Ростовский выстраивает Житие по типу «биос», следуя хронологии, для чего делает вставки из «синхрона». Включает он в текст и собственные поясняющие и уточняющие замечания, указывает на авторство используемых им текстов, что говорит об осознанном цитировании, отделяющем свой текст от чужого. Общим выводом статьи является утверждение о смене писательского типа, новом взаимодействии писателя-агиографа с текстом, что характерно для переходной эпохи XVII–XVIII вв., об изменениях в области нарратива, о более свободном и творческом отношении к писательскому труду, стремлении к рационализации и при этом строгом следовании агиографическому канону.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

1 Александр Державин, прот. Четии-Минеи Димитрия, митрополита Ростов­ского, как церковно-исторический и литературный памятник. Ч. 2 // Бого­словские труды. 1976. Вып. 16. С. 46–141.

2 Дорофеева Л.Г. Агиографическая топика в житии Иоанна Синайского (на ма­териале старопечатного издания Лествицы 1647 г.) // Новый филологический вестник. 2022. № 3 (62). С. 106–124. DOI: 10.54770/20729316-2022-3-106

3 Дорофеева Л.Г. Топос лествицы в житии Иоанна Синайского (на материале Оптинского перевода лествицы) // Герменевтика древнерусской литерату­ры. Сборник 22 / Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 312–328. https://doi.org/10.22455/ HORL.1607-6192-2023-22-312-328

4 Круминг А.А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского: Очерк истории издания // Филевские чтения. М.: Соратник, 1994. Вып. 9: Святой Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы / под ред. Л.А. Янков­ской. С. 5–52.

5 Лепахин В.В. Икона и иконичность. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Успенское подворье Оптиной Пустыни, 2002. 400 с.

6 Лихачев Д.С. В чем суть различий между древней и новой русской литерату­рой // Вопросы литературы. 1965. № 5. С. 170–186.

7 Панченко А.М. Переход от древней русской литературы к новой // Панчен­ко А.М. Русская история и культура: работы разных лет. СПб.: Юна, 1999. С. 297–318.

8 Попова Т.Г. Образ огня в Лествице Иоанна Синайского // Герменевтика древ­нерусской литературы. Сборник 22 / Ин-т мировой литературы РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 292–311. https://doi.org/10.22455/ HORL.1607-6192-2023-22-292-311

9 Сапожникова О.С. Русский книжник XVII в. Сергей Шелонин. Редактор­ская деятельность. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. 560 с.

10 Ужанков А.Н. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций. М.: Изд-во Литературного ин-та им. А.М. Горько­го, 2011. 512 с.

11 Федотова М.А. К истории Четьих Миней Димитрия Ростовского: рукопис­ные материалы // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, № 12. С. 123–133.

Источники

12 Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве свя­тых и блаженных отцов. М.: Сретенский монастырь, 2009. 415 с. (Серия «Патерик»)

13 Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника // Свт. Димитрий Ро­стовский. Жития святых. Книга третья. Март, апрель, май. Киево-Печерская Лавра, 1764. Л. 168 об. – 171 об.

14 Агиографический корпус Лествицы. Житие преп. Иоанна Лествичника (основная. Проложная и минейная версии) / Набор текстов: Т.Г. Попова. URL: https://drive.google.com/file/d/16VouYn5YTYedf-Dy3Gz-ZZxKqnjc6Zmc/ view (дата обращения: 02.03.2024).

15 Преподобного отца нашего Иоанна Лествичника. Лествица. Изд-е Свято-Успенского монастыря, 1994. С. III–XI; 1–274; 1–28. (Репринт: Преподобно­го отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Пятое издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Свято-Троицкая Сергиева Лав­ра. Собственная тип. 1898.)