Полный текст:

PDF

Автор: Пожидаева Г.А.
Информация об авторе:

Галина Андреевна Пожидаева — доктор искусствоведения, профессор, Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, ул. Неглинная, д. 6/2, стр. 1–2, 109012 г. Москва, Россия. 

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0572-4887 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Для цитирования:

Пожидаева Г.А. Черты Предвозрождения в церковно-певческом искусстве Руси XIV–XVI вв. // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 23 / Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 569–598. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2024-23-569-598 

 

УДК: 783
EDN:

https://elibrary.ru/HXMYPR

Ключевые слова: Русское Предвозрождение, мелодизация церковного пения, гармония текста и напева, «второе южнославянское влияние», исихазм, архаизация, фольклорные элементы.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2024-23-569-598

Аннотация

В статье впервые на материале церковно-певческого искусства рассматривается период конца XIV — XVI вв. как переходный период от раннего русского Средневековья к Новому времени. В смежных областях знания — литературоведении, искусствоведении и культурологии — он связывается с проблемой Предвозрождения. Период подъема национальной культуры после Куликовской битвы аналогичен Палеологовскому ренессансу. В церковном пении их подобие обнаруживается, в частности, в тенденции мелодизации. В русских распевах в соответствии с новыми текстами согласно Иерусалимскому уставу распевщики добиваются органичного слияния текста и напева. В период «второго южнославянского влияния» на Руси появляются богослужебные певческие книги в болгарской редакции канонических текстов. Однако в области певческой говорить о влиянии южных славян не приходится: опережающее развитие музыкальной письменности в нашем Отечестве в сравнении с Болгарией и Сербией это доказывает. Стиль «плетения словес» в пении косвенно отобразился в масштабности композиций и обновлении музыкального языка. Мистическая философия исихазма, восходящая к монашеской аскетической практике Палестины, сказалась на внутренней сосредоточенности и духовной наполненности певческой молитвы. Обращение к «своей Античности», свойственное европейскому Возрождению, проявилось в явной преемственности традиций домонгольской Руси. Стиль же «второго монументализма» очевиден в объемном Стихираре минейном «Дьячье око» и новых пространных распевах — путевом, демественном и большом. Таким образом, повторяя некоторые европейские черты, русское Предвозрождение создало прочный духовный фундамент для дальнейшего развития русского искусства, которое даже в период своего «золотого века» зиждилось на этом основании, отличном именно своей глубокой духовной сущностью. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

Исследования 

1 Вздорнов Г.И. Фрески Феофанам Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. К 600-летию существования фресок. 1378–1978. М.: Искусство, 1976. 290 с. 

2 Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность, система и история. Нью-Йорк: Изд. при содействии Рус. православ. богослов. фонда в Нью-Йорке. Jordanville (N.Y.): Holy Trinity russ. orthodox monastery, 1978–1982. Т. 1 (1978). 498 с. Т. 2 (1982). 604 с. 

3 Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988. 254 с. 

4 Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIV–XV вв. // Византийский временник. 1969. Т. 29. С. 196–210. 

5 Грабарь И.Э. Андрей Рублёв // Вопросы реставрации: Сборник Центр. гос. реставрационных мастерских. М.: Центр. гос. реставрационные мастерские, 1926–1928. Т. I (1926). С. 7–112. 

6 Демина Н.А. Черты героической действительности XIV–XV веков в образах людей Андрея Рублёва и художников его круга // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. Т. XII. С. 311–324. 

7 Жуковская Л.П. Грецизация и архаизация русского письма 2-й пол. XV — 1-й пол. XVI в. (Об ошибочности понятия «второе южнославянское влияние»)6 // Жуковская Л.П. Развитие славяно-русской палеографии (в дореволюционной России и в СССР). Избранные работы. М.: Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2020. С. 371–414. 

8 Калиганов И.И. Георгий Новый у восточных славян. М.: Индрик, 2000. 800 с. 

9 Камчатнов А.М. История русского литературного языка. XI — первая половина XIX века. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 688 с. 

10 Келдыш Ю.В. Древняя Русь XI–XVII века // История русской музыки: в 10 т. / [редкол.: Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашева, А.И. Кандинский]. М.: Музыка, 1983. Т. 1. 384 с. 

11 Кириллин В.М. Исихазм и русская литература конца XIV — начала XV в. // Кириллин В.М. В поисках смысла: опыт интерпретации памятников древнерусской литературы / Институт мировой литературы РАН. М.: Издат. дом ЯСК, 2022. С. 123–134. (Studia philologica) 

12 Левашев Е.М., Серегина Н.С. Музыкальное искусство Древней Руси. Очерки истории, эстетики, космологии / послесл. Н.И. Тетериной. СПб.: Издат. дом «Петрополис», 2022. 378 с. 

13 Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л.: Наука, 1986. С. 3–56. 

14 Лихачев Д.С. Предвозрождение на Руси в конце XIV — начале XV века // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М.: Наука, 1967. С. 136–182. 

15 Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973. 254 с. 

16 Мейендорф И., протопр. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // ТОДРЛ. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. Т. XXIX. С. 291–305. 

17 Металлов В.М. Русская семиография. Из области церковно-певческой археологии и палеографии. М.: Имп. Московский археологическмй ин-т, 1912. 114 с. 

18 Пиккио Р. Русский гуманизм: филологическое возрождение // Slavia Orthodoxa: Литература и язык. М.: Знак, 2003. С. 181–200. 

19 Пожидаева Г.А. Духовная музыка славянского Средневековья. М.: Композитор; СПб.: Нестор — История, 2017. 472 с. 

20 Пожидаева Г.А. Лексикология демественного пения. М.: Знак, 2010. 784 с. 

21 Пожидаева Г.А. Новые пространные распевы в контексте истории и культуры второй половины XVI в. // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сборник научных статей. М.: ООО Изд-во «Согласие», 2017. Вып. 10. С. 150–162. 

22 Пожидаева Г.А. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля. М.: Знак, 2007. 880 с. 

23 Пожидаева Г.А. Период «второго южнославянского влияния» в церковно-певческом искусстве Древней Руси // Вестник славянских культур. 2017. Т. 45. С. 190–204. 

24 Прохоров Г.М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы // ТОДРЛ. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние,1979. Т. 34. С. 3–17. 

25 Рамазанова Н.В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI– XVII веков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 468 с. 

26 Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М.: Индрик, 1998. 416 с. 

27 Соболевский А.И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV веках. СПб.: Тип. М. Меркушева, бывш. Н. Лебедева, 1894. 30 с. 

28 Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1971. 624 с. 

29 Успенский Н.Д. Чин всенощного бдения (η αγρυπνία) на Православном Востоке и в Русской Церкви. М.: Издат. совет Русской Православной Церкви. 2004. 480 с. 

Источники 

30 Александру М. Калофоническое пение // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2012. Т. 29: К – Каменац. С. 578–582. 

31 Власов В.Г. Палеологовский ренессанс, палеологовское возрождение // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. СПб.: Азбука-Классика, 2004–2010. Т. VII (2007). С. 61–65. 

32 Желтов Михаил, священник. Правдолюбов Сергий, протоиерей // Богослужение русской церкви X–XX веков. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Mihail_Zheltov/bogosluzhenie-russkoj-tserkvi-10-20-vv/ (дата обращения: 12.08.2023). 

33 «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Сообщил архимандрит Леонид» / Памятники древней письменности и искусства. СПб.: Тип. В. Балашева, 1885. Т. 58. 225 с. 

34 Металлов В.М. Азбука крюкового пения: Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного роспева периода киноварных помет. М.: Синод. тип., 1899. 130 с. 

35 Старикова И.В., Никитин С.И. Иоанн Кукузель // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. Т. 24. С. 384–396. 

36 Старикова И.В. Ксен Коронис // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2020. Т. 39. С. 181–182. 

37 Федор Крестьянин. Стихиры. Публикация, расшифровка, исследование и комментарии М.В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. М.: Музыка, 1974. Вып. 3. 248 с. 

38 Яннопулос Э., Э.П.М. Иоанн Глика // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. Т. 24. С. 23–27. 

39 Troelsgård C. Byzantine Neumes. A New Introduction to the Middle Byzantine Musical Notation by Christian Troelsgård // MMB. Subsidia vol. IX. Copenhagen, 2011. 142 p. 

Рукописи 

РГБ. Собрание Д.В. Разумовского. Ф. 379. № 4. Последняя четверть XVII в. 

РГБ. Собрание Д.В. Разумовского. Ф. 379. № 18. Последняя четверть XVII в. 

РГБ. Собрание Д.В. Разумовского. Ф. 379. № 19. Последняя четверть XVII в. 

РГБ. Cобрание Троице-Сергиевой лавры. Ф. 304/I. № 408. Последняя четверть XV в. 

РГБ. Cобрание Троице-Сергиевой лавры. Ф. 304.I. № 409. Вторая половина XV — начало XVI вв. 

РГБ. Cобрание Троице-Сергиевой лавры. Ф. 304.III. № 21 (М. 8663). Около 1592 г. 

РНБ, ОСРК. F. IV. 237. Строгановский (Библиотечный) список Никоновской летописи. XVII в., 30-е гг. 

РНБ. Кирилло-Белозерское собрание, 586/843. 80-е гг. XVI в. Стихирарь «Дьячье око». 

ГИМ. Синодальное певческое собрание, 195. Конец XVII в. 

ГИМ. Чудовское собрание, № 56/358. 1566–1568 гг. «Степенная книга». 

РГАДА. Собрание М.А. Оболенского. Ф. 201. № 163. Никоновский летописный свод. XVI в. 

ИРЛИ. Причудское собрание. № 97. Конец XV — начало XVI в.