Полный текст:

PDF

Автор: Андреева Е.А.
Информация об авторе:

Екатерина Александровна Андреева — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия. 

ORСID ID: https://orcid.org/0000-0002-8829-3084 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Для цитирования:

Андреева Е.А. Поединок Мстислава и Редеди: трансформация образа врага // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 23 / Ин-т мировой литературы РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 342–368. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2024-23-342-368 

УДК: 821.161.1.0
EDN:

https://elibrary.ru/FJAIIV

Ключевые слова: поединок, единоборство, враг, чужой, летопись, имагология, стихотворение.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2024-23-342-368

Аннотация

В статье рассматривается рецепция известного летописного сюжета о поединке древнерусского князя Мстислава и касожского князя Редеди в поздней литературной традиции. Особый интерес вызывает отношение авторов к образу врага (чужого) и характеристики героев противоборства. Очевидно, что древний сюжет стал привлекательным для последующих эпох, так как давал возможность осмыслить и переосмыслить понятия свой и чужой, герой и враг. Имагологическое восприятие Редеди отражало отношение к врагу в разные эпохи. Самый негативный образ противника появляется в тексте «Степенной книги царского родословия», составленной в эпоху победы над ордынским владычеством и централизации власти в руках московской ветви князей. Образ Редеди создается в соответствии с библейской (поединок Давида и Голиафа) и древнерусской (эпохи ордынского ига) традициями, в тексте он не просто человек, враг, но воплощение смертного греха, гордыни. Поздние тексты отказываются от расчеловечивания и обесчеловечивания врага, превращения его в символ зла, но представляют как воина, противника, побежденного, наряду с этим из текстов постепенно уходят религиозные мотивы и восприятие победы Мстислава как чуда. Интерес смещается от образа врага к образу своего, князя Мстислава, который теперь лишается однозначной идеализации, хоть и остается в целом положительным персонажем. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

Исследования 

1 Бонди С.М. Комментарий: А.С. Пушкин. Мстислав // Пушкин А.С. Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. URL: https://rvb.ru/pushkin/02comm/0809.htm (дата обращения: 10.08.2023).

2 Гадло А.В. К истории Тмутараканского княжества во второй половине XI в. // Славяно-русские древности. Историко-археологическое изучение Древней Руси: сб. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. Вып. 1. С. 202. 

3 Дзамихов К.Ф. Ранние летописные сюжеты о касогах и фольклор // Дзамихов К.Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик: Эльбрус, 2008. С. 7–14. 

4 Долгов В.В. Поединки в древнерусской воинской культуре // Военно-исторический журнал. 2014. № 6. С. 57–60. 

5 Ковалева Т.И., Лощилов И.Е. Стихотворение Виктора Сосноры «1111 год»: от древнерусской традиции к авангарду // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 22 / Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 581–599. https://doi. org/10.22455/HORL.1607-6192-2023-22-581-599 

6 Колесов В.В. Мир человека средневековой Руси. М.: Академический проект, 2019. 659 с. 

7 Кукулин И. «Туда, где нет Я…»: Виктор Соснора и эволюция русской поэзии второй половины XX века // Новое литературное обозрение. 2019. № 6. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2019/6/tuda-gde-net-ya-viktor-sosnora-i-evolyucziya-russkoj-poezii-vtoroj-poloviny-xx-veka.html (дата обращения: 07.05.2023). 

8 Лощилов И.Е., Ковалева Т.И. «Мстислава древний поединок…»: рассказ «Повести временных лет» в стихотворении В. Сосноры «Бой Мстислава с Редедей» (1959) // Сибирский филологический журнал. 2023. № 2. С. 166–179. DOI: 10.17223/18137083/83/13 

9 Сапунков А.А. Генезис кулачного боя как элемента правовой культуры древнего, античного и средневекового общества: историко-правовое исследование // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26. № 2 (85). С. 226–233. DOI: 10.24412/1999-6241-2021-2-226-233 

10 Трофимова Н.В. Эпический сюжет единоборства в древнерусских памятниках // Семантика народной культуры в литературе: Материалы межвузовской междисциплинарной научной конференции с международным участием. Москва, 21–22 октября 2021 г. / под общ. ред. Д.В. Абашевой. М.: МПГУ, 2022. С. 79–85. 

11 Цыганков С.А. Поединок Мстислава с Редедей и его отражение в фольклоре // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Вып. 4. Ч. 1. С. 3–9. 

12 Шеуджен Э.А. Н.М. Карамзин о первых контактах народов Руси и Северного Кавказа // Научная мысль Кавказа. 2013. № 1. С. 77–83. 

13 Sakhno S. L’image de l’ennemi à travers les termes de différentes langues (données de sémantique historique) // Krulic B. (éd.) L’ennemi en regard(s). Images, usages et interprétations dans l’histoire et la littérature (France, Allemagne, Russie, XVIII–XX siècles). Berne etc.: P. Lang, 2012. P. 13–30.

Источники 

14 Иванов В. Русь Великая: Роман-хроника. М.: Современник, 1988. 589 с. 

15 Ипатьевская летопись / ПСРЛ. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1908. Т. 2. С. 93–94. 

16 Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. Л.: Изд-во АН СССР, 1926–1928. Т. 1. С. 102–103. 

17 Лермонтов М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. URL: http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/ kalashnikow.txt (дата обращения: 03.07.2023). 

18 Рылеев К.Ф. Мстислав Удалый. URL: https://rustih.ru/kondratij-ryleev-duma-vii-mstislav-udalyj/ (дата обращения: 15.06.2023). 

19 Соснора В. Бой Мстислава с Редедей // Соснора В. Всадники. Л.: Лениздат, 1969. С. 22–24. 

20 Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и комментарии: в 3 т. М.: Языки славянских культур, 2007. Т. 1. 598 с.