Полный текст:

PDF

Автор: Преображенская А.А.
Информация об авторе:

Анастасия Александровна Преображенская — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук, ул. Волхонка, д. 18/2, 119019 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1907-9057

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Для цитирования:

Преображенская А.А. Символ веры Афанасия Великого в букваре Симеона Полоцкого 1679 г. и в русской книжности XVI–XVII вв. // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 23 / Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 73–103. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2024-23-73-103 

УДК: 821.161.1.0
EDN:

https://elibrary.ru/FZVFAT

Ключевые слова: Символ веры, Quicumque vult, Афанасий Великий, Симеон Полоцкий, букварь.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2024-23-73-103

Благодарности: Благодарю за помощь в работе над статьей и ценные замечания моих коллег, Ирину Иванову Макееву и Александра Владимировича Лаврентьева.

Аннотация:

Статья посвящена литературной истории текста Символа веры Афанасия Великого (Quicumque vult) в переводе на церковнославянский язык в русской письменности XVI–XVII вв. Особое внимание уделено исследованию функционирования текста Символа в составе «Букваря» Симеона Полоцкого 1679 г. На основании изучения письменных памятников выделяются две редакции текста Символа св. Афанасия (с толкованиями и без толкований) и дается их краткая характеристика; в составе каждой редакции выявляются варианты. Специальный раздел посвящен исследованию литературного конвоя Символа св. Афанасия в рукописных сборниках и старопечатных изданиях. Рассматривается также статья «О святей Троице и о вере» и исследуются ее функциональные и текстуальные связи с Символом св. Афанасия. Делается вывод о полемическом и катехитическо-учительном использовании Символа веры св. Афанасия русскими книжниками XVI–XVII вв. В приложении к статье представлен перечень рукописных сборников и старопечатных изданий XVI–XIX вв., в составе которых был обнаружен Символ веры св. Афанасия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

1 Архангельский А.С. Творения Отцов Церкви в древне-русской письменно­сти (обозрение рукописного материала) // Журнал Министерства народного просвещения. 1888. Ч. CCLVIII. Июль. С. 1–49; Август. С. 203–295.

2 Белокуров С.А. Материалы для русской истории. М.: Унив. тип., 1888. 574 с.

3 Белокуров С.А. Посольство дьяка Федота Елчина и священника Павла Заха­рьева в Дадианскую землю: 1639–1640 // ЧОИДР. 1887. Кн. 2. С. 257–356.

4 Вознесенский А.В. К истории славянской печатной Псалтири. Московская традиция XVI–XVII веков. Простая Псалтирь. М.; СПб.: Альян-Архео, 2010. 676 с.

5 Голохвастов Д.П., Леонид, арх. Благовещенский иерей Сильвестр и его писа­ния // ЧОИДР. 1874. Кн. 1. С. 1–110.

6 Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники (опыт исторического исследования): в 2 т. Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1883– 1898.

7 Голубцов А.П. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и ца­ревны Ирины Михайловны. М.: Тип. А.И. Снегиревой, 1891. 249 с.

8 Грицевская И.М.; Литвиненко В.В. Сочинения Афанасия Александрийского в славянской традиции. Часть II. Spuria // Byzantinoslavica. 2019. № 76/1–2. С. 161–194.

9 Де Микелис, Ч.Дж. Жидовствующие. Новгородско-московская ересь XV века и ранняя Реформация. Великий Новгород: НовГУ, 2021. 210 с.

10 Демин А.С. Древнерусская литература: Опыт типологии с XI по середину XVIII вв. от Илариона до Ломоносова. М.: Языки славянской культуры, 2003. 759 с.

11 Дмитриевский А. Богослужение в русской церкви XVI в. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1884. Ч. 1. 434 с.

12 Золотова Е.Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII–XVII вв. Москов­ские собрания. М.: Кучково поле, 2012. 464 с.

13 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М.; Берлин: Ди­рект-Медиа, 2020.

14 Корзо М.А. Апостольский символ веры и исповедание Афанасия в право­славной книжности Киевской митрополии и России (XVI–XVII вв.) // Вест­ник ПСТГУ. Серия II: «История. История РПЦ». 2016. № 1 (68). С. 20–31.

15 Корзо М.А. К вопросу о приписываемых Димитрию Ростовскому катехизи­сах и их связи с предшествующей традицией // Вестник Русской христиан­ской гуманитарной академии. 2015. № 16 (2). С. 228–241.

16 Корзо М.А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI — XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. 672 с.

17 Костромин К. История славянского текста Символа веры через призму истории раскола // Христианское чтение. 2012. № 3. С. 32–65.

18 Лончакова Г.А. Сборники с «Посланием о земном рае» новгородского архи­епископа Василия Калики: к проблеме прочтения памятника // Вестник Но­восибирского Университета. Серия: История, филология. 2011. Т. 10. Вып. 8. С. 44–52.

19 Лосева О.В. Почитание Афанасия Великого, патриарха Александрийского, в Византии и в Древней Руси // Средневековая Русь. М.: Индрик, 2004. Вып. 4. С. 131–139.

20 Мошкова Л.В. «Ветер с Запада»: к вопросу о европейском влиянии на вос­точнославянские буквари XVI — первой трети XVII в. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 4 (7). С. 30–39.

21 Никольская Н.А. «Сказание» инока Евфросина и певческая книжная справа XVII века: Диплом. раб. / СПб. Гос. консерватория. СПб., 2008. 118 с.

22 Новикова О.Л. К изучению сборников книжника Ефросина // Очерки фео­дальной России. М.; СПб.: Альянс-Археол, 2013. Вып. 17. С. 41–69.

23 Новичкова Е.В. Текст и образ в средневековой книжной культуре: Инициалы иллюстрированной псалтири XIII века из собрания Российской националь­ной библиотеки. Т. 1. Дис. … канд. искусствоведения. М., 2009. 465 с.

24 Панченко А.М., Успенский Б.А. Иван Грозный и Петр Великий: концеп­ции первого монарха // ТОДРЛ. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983. Т. 37. С. 54–78.

25 Пигин А.В. Коллекция рукописей в Научной библиотеке ПетрГУ // Библио­течный вестник Карелии. Вып. 21 (28): Библиотеки и образование: из опыта работы Методического объединения библиотек высших и средних профес­сиональных учебных заведений Республики Карелия. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. С. 24–48.

26 Полиевктов М.А. Европейские путешественники XIII–XVIII веков по Кав­казу. М.: Юрайт, 2023. 184 с.

27 Полонский Д.Г., Рамазанова Д.Н. Восточнославянские источники первого сербского букваря Гавриила Стефановича Венцловича (1711 г.) // Slověne = Словѣне. 2021. Vol. 10, № 1. С. 157–185.

28 Попова Е. Литургични текстове на светците, изписани в църквата «Св. Ди­митър» в Арбанаси // Проблеми на изскуството. 2006. № 3. С. 22–31.

29 Порфирьев И.Я. Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского на­рода // Православный собеседник. 1857. Кн. 4. С. 814–856.

30 Сетин Ф.И. «Буквари» Симеона Полоцкого в ряду древнерусских учебников XVI–XVII вв. // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М.: Наука, 1982. С. 93–104.

31 Томеллери В.С. Апостольский символ веры (symbolum apostolorum) в цер­ковнославянском переводе Дм. Герасимова. Введение. Интерлинеарное из­дание // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2017. № 16 (4). С. 6–40.

32 Томеллери В.С. «Исповедание веры» Псевдоафанасия Александрийского (Symbolum Athanasii) в церковнославянском переводе Дмитрия Герасимова (Введение. Интерлинеарное издание) // Latinitas in the Slavonic World. Nine case studies. / V.S. Tomelleri, I.V. Verner, eds. Berlin: Peter Lang, 2018. P. 113–171. (Specimina Philologiae Slavicae 192).

33 Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). М.: Аспект Пресс, 2002. 558 с.

34 Фокин А.Р. Античная философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике: дис. … д-ра филос. наук. М., 2013. 472 с.

35 Чуба Г.В. Українські рукописні учительні Євангелія: дослідження, каталог, описи. Київ; Львів: Свічадо, 2011. 222 с.

36 Burn A.E. The Athanasian Creed. London: Rivingstons, 1918. 114 p.

37 Heurtley C.A. A history of the earlier formularies of faith of the Western and Eastern churches. London, James Parker and co., 1892. 437 p.

38 Jugie M. Sévérien de Gabala et le symbole athanasien // Revue des études byzantines. 1911. #89. T. 14. P. 193–204.

39 Kelly J.N.D. The Athanasian Creed. New York: Harper & Row, 1964. 140 p.

40 Laurent V. Le Symbole «Quicumque» et l’Église byzantine. Notes et documents // Revue des études byzantines. 1936. T. 35. Vol. 184. P. 385–404.

41 Morin G. L’originr du Symbole d’Athanase // The Journal of Theological Studies. 1911. Vol. os-XII. Iss. 2. P. 161–190.

42 Schaff P. Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. Vol. I. The History of Creeds. URL: https://www.ccel.org/ccel/schaff/creeds1.iv.v.html (дата обращения: 25.08.2023).

43 Schepens P. Pour l’histoire du symbole «Quicumque» // Revue d’Histoire Ecclésiastique. 1936. Vol. 32. P. 548–569.

44 Stanley A.P. The Athanasian creed. London: Macmillan and Co, 1871.105 p.

45 Swainson C.A. The Nicene and Apostles’ creeds. Their literary history. London: John Murray, 1875. 542 p.

46 Uglorz M., ks. Od samoświadomości do świadectwa wiary Wprowadzenie do dogmatyki ewangelickiej. Warszawa: Chrześcijańska Akademia Teologiczna, 1995. 143 s.

47 Waterland D. A critical history of the Athanasian creed. Oxford; London: James Parker and Co., 1850. 215 p.

Источники

48 Абрамович Д.И. Софийская библиотека. Вып. I–III. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1905–1910.

49 Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. Смоленск: Русич, 2003. 480 с.

50 Анисимова Т.В. Каталог славяно-русских рукописных книг из собрания Е.Е. Егорова: в 2 т. М.: Пашков дом, 2017–2019.

51 Афанасий Великий. Творения. Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергие­вой Лавры, 1903. Ч. 4. С. 477–479.

52 Букварь для употребления российскаго юношества. М.: Унив. тип. у Н. Но­викова, 1780. 24 с.

53 Букварь славено-греко-латинский. М.: Синод. тип., 1701. 159 л.

54 Бывшего полкового священника, магистра Генриха Седерберга, заметки о религии и нравах русского народа, во время пребывания его в России с 1709 по 1718 год // ЧОИДР. М.: Унив. тип., 1873. Кн. 2. С. 431–472.

55 Жизнеописание Аввакума: (Текст) // Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 139–178.

56 Издания Свято-Успенской Почаевской Лавры. Из собрания научно-иссле­довательского отдела редкой книги Библиотеки Российской Академии наук. URL: http://www.rasl.ru/e_resours/Lavra_pochaev/ukaz/rall.html (дата обраще­ния: 08.10.2023).

57 Иосиф (Левицкий), арх. Подробное оглавление Великих Четиих-Миней Все­российского Митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриар­шей (ныне Синодальной) библиотеке. М.: Синод. тип., 1892. 502 стб.

58 Карион Истомин. Букварь. М.: Печатный двор, 1696. 100 л.

59 Каталог почаевских изданий БАН. URL: https://volart.com.ua/art/pochaev/ grafika/Lavra.pdf (дата обращения: 08.10.2023).

60 Каталог рукописных книг конца XVII–XX вв. Научной библиотеки Челябин­ского государственного университета. URL: https://library.csu.ru/media/files/ srk/srkkl2.pdf (дата обращения: 01.10.2023).

61 Кириллова книга. М.: Печатный двор, 1644. 588 л.

62 Книжица в десяти разделах. Острог: Острожская тип., 1598. 144 л.

63 Леонид, арх. Систематическое описание славяно-российских рукописей со­брания графа А.С. Уварова. М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1893–1894. 4 т.

64 Материалы посольств Гавриила Гегенава, Федота Елчина и Павла Захарьева. 1639–1640-е гг. Тбилиси: [б. и.], 2014.

65 Московские соборы на еретиков XVI века, в царствование Ивана Василье­вича Грозного. М.: О-во истории и древностей рос., 1847. 30 с.

66 Описание рукописей Соловецкого монастыря. Казань, 1881–1898. Ч. 1–3.

67 Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук. СПб. [и др.]: [б. и.], 1910–2019. 11 т.

68 Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в би­блиотеку Московской Духовной Академии. М.: Имп. О-во истории и древ­ностей российских при Московском ун-те, 1882. 316 с.

69 Петр Могила. Катехизис сиречь Исповедание православной веры. Киев: Тип. Киево-Печерской лавры, 1712. 132 л.

70 Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000–.

71 Рей М.К. Троица // Оксфордское руководство по философской теологии / сост. Т.П. Флинт, М.К. Рей; ред. М.О. Кедрова. М.: Языки славянской культу­ры, 2013. С. 594–631.

72 Славяно-русские рукописи Научной библиотеки Томского государственно­го университета: Каталог / сост. В.А. Есипова-Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2007–2012. 3 вып.

73 Требник митрополита Петра (Могилы). [Репринт 1646 г.] Киев: Инф.-вид. Центр УПЦ, 1996. Ч. 1. 860 с.

74 Описание Московии при реляциях гр. Карлейля // Историческая библиоте­ка. 1879. № 5. С. 1–46.

75 Псалтирь с восследованием. М.: Печатный двор, 1669. 594 л.

76 Псалтирь. М.: Печатный двор 1697. 271 л.

77 Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комисси­ей. СПб.: Печатня В.И. Головина, 1872–1927. 1–40 т.

78 Симеон Полоцкий. Букварь языка славенска. М.: Верхняя тип., 1679. 160 л.

79 Симеон Полоцкий. Месяцеслов. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1882. 18 с.

80 Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского: в 5 т. М.: Синод. тип., 1835–1849.

81 Ф. 214. Описание собрания рукописей Оптиной Пустыни. М., 1953. 4 т.

82 Ф. 732. Нижегородское собрание рукописных книг. М., 1988–2010. 7 т.

83 Ф. 737. Саратовское собрание. М.: ГБЛ, 1986.

84 Patrologia Latina. Migne J.-P. 1844–1864. 223 vol.

85 The booke of the common prayer and administracion of the sacramentes: and other rites and ceremonies of the Churche: after the vse of the Churche of England. Londini: In officina Edouardi Whitechurche, 1549.