Полный текст:

PDF

Автор: Волков А.В.
Информация об авторе:

Александр Викторович Волков — кандидат филологических наук, младший научный сотрудник, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, наб. Макарова, д. 4, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6193-7804

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Для цитирования:

Волков А.В. Жития святых в «Келейном летописце» Димитрия Ростовского как источник по Священной истории // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 22 / Ин-т мировой литературы РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 244–271. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2023-22-244-271 

УДК: 821.161.1.0
EDN:

https://elibrary.ru/XPQTZH

Ключевые слова: Димитрий Ростовский, «Келейный летописец», жития святых, библейская история, источниковедение, агиография.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2023-22-244-271
Дата публикации: 20.09.2023

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00174, https://rscf.ru/project/22-18-00174/, ИРЛИ РАН

Аннотация:

«Келейный летописец», последнее крупное сочинение Димитрия Ростовского, представляет собой изложение Священной истории, снабженное многочисленными толкованиями и нравоучениями. Он создавался с опорой на многочисленные источники, как славянские, так и западноевропейские, включающие в себя различные сочинения богословского и исторического характера. «Келейный летописец» создавался вскоре после издания четырехтомных «Четьих Миней» Димитрия Ростовского, и в нем неизбежно отразились многолетние агиографические изыскания святителя. Прежде всего, жития святых выступают в «Келейном летописце» авторитетнейшим источником, при помощи которого проверяется достоверность сведений, заимствованных из сочинений западных теологов и историков. В «иерархии источников», которая прослеживается в «Келейном летописце», жития занимают высокое место, наравне с писаниями Отцов Церкви. Во многих случаях, когда сведения, сообщаемые разными авторами, противоречат друг другу, обращения к житиям позволяют разрешить эти противоречия. Ссылки на жития присутствуют при рассмотрении самых разнообразных аспектов библейской истории: хронологических, генеалогических, географических; они сопровождают изложение таких сюжетов, как Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение, гибель Содома и Гоморры. Наконец, жития используются при комментировании античных мифов, излагаемых в «Келейном летописце».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

1 Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. München: Verlag Otto Sagner, 1991. 473 с.

2 Волков А.В. Димитрий Ростовский и испанские иезуиты (о некоторых источниках ≪Келейного летописца≫) // Пространство безграничной словесности: Сборник статей к 70-летию В.Е. Багно. СПб.: Нестор-История, 2021. С. 79–89.

3 Державин А.М. Радуют верных сердца. Четии-минеи Димитрия, митрополита Ростовского, как церковноисторический и литературный памятник. М.: ИИПК ≪ИХТИОС≫, 2006–2018. Ч. 1–4.

4 Калугин В.В. ≪Келейный летописец≫ Дмитрия Ростовского // Альманах библиофила. М.: Книга, 1983. Вып. 15. С. 160–174.

5 Калугин В.В. Об одном источнике ≪Келейного летописца≫ Димитрия Ростовского // Археографический ежегодник за 1982 год. М.: Наука, 1983. С. 107–111.

6 Крылов А.О. Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 48–55.

7 Николаев С.И. Польская поэзия в русских переводах: вторая половина XVII — первая треть XVIII вв. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1989. 212 с.

8 Николаев С.И. Польско-русские литературные связи XVI–XVIII вв.: Библиографические материалы. СПб.: Нестор-История, 2008. 248 с.

9 Панченко А.М. О смене писательского типа в Петровскую эпоху // XVIII век. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. Сборник 9: Проблемы литературного развития в России первой четверти XVIII века. С. 112–128.

10 Попов М.С. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб.: Типолитография М.П. Фроловой, 1910. [3], 350, [2] с.

11 Синицына Е.В. Ростовские хронографы и хронограф Спасского монастыря в составе библиотеки Ярославского архиерейского дома // Исследования по источниковедению истории России дооктябрьского периода. М.: ИРИ РАН, 1993. С. 173–188.

12 Федотова М.А. Святитель Димитрий Ростовский: Житие, Служба, Чудеса: Исследование и тексты. СПб.: Пушкинский Дом, 2022. 560 с.; ил.

13 Федотова М.А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: исследование и тексты. М.: Индрик, 2005. 384 с.; ил.

14 Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709). СПб.: Тип. и хромолитография А. Траншель, 1891. X, 460, 101 с.

15 Янковска Л.А. ≪О Русии, отколи Русь почалася≫ в ≪Книге Житий Святых≫ и в ≪Летописе Келейном≫ святителя Димитрия Ростовского (к вопросу о польских хрониках как об одном из источников) // История и культура Ростовской земли / Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Материалы Науч. конф., 28–30 окт. 1997 г. Ростов: [б. и.], 1998. С. 179–185.

16 Jankowska L.A. Latopis celejny św. Dymitra Rostowskiego wobec biblijnej historiografii protestanckiej (Chronologia Jana Funka I inne źródła) // Biblia w literaturze I folklorze narodów wschodniosłowiańskich. Roczniki humanistycsne. 1996. Tom XLIV, zeszyt 7. S. 7–35.

Источники

17 Библиотека Феофилакта Лопатинского: Каталог / сост. Д.Д. Гальцин, Г.Н. Питулько. СПб.: Пушкинский Дом, 2016. 632 с.; ил.

18 Димитрий Ростовский. Книга житий святых. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1689–1705. Т. 1–4.

19 Зайцев Д.В. Дорофея, Христина (Христа), Каллиста и Феофил // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр ≪Православная энциклопедия≫, 2007. Т. 16. С. 43–44.

20 Иннокентий (Гизель). Синопсис. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1680. 224 p.

21 Иоанн Златоуст. Беседы на 14 Посланий Святого апостола Павла. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1623. Т. 1–4.

22 Иоанн Златоуст. Беседы на деяния Святых Апостол. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1624. 280 л.

23 Лебедева И.Н. Повесть о Варлааме и Иоасафе // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. [Вып. 1]: XI — первая половина XIV в. С. 349–350.

24 Летописец, списанный св. Дмитрием в Украйне с готового, 2-й редакции, до 1617 года. М.: Тип. А.И. Снегиревой, 1892. VI, 491, XIII с.

25 Пентковская Т.В. Космы монаха видение // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр ≪Православная энциклопедия≫, 2015. Т. 38. С. 279–280.

26 Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в собрание А.В. Горского и К.Н. Невоструева). М.: [б. и.], 1970. Ч. 2. 163 с.

27 [Сборник переводов Епифания Славинецкого]. М.: Печатный двор, 1665. 410 л.

28 Творогов О.В. Житие Андрея Юродивого // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. [Вып. 1]: XI — первая половина XIV в. С. 131–132.

29 Adrichomius Christian. Theatrum Terrae Sanctae et Biblicarum Historiarum. Coloniae Agrippinae: In officina Birckmannica, sumptibus Arnoldi Mylii, 1590. [6], 286, [15] p.

30 Alstedius Joannes Henricus. Thesaurus chronologiae. Herbornæ Nassoviorum, 1637. [6], 610, [30] p.

31 Becanus Martinus Opera omnia. Moguntiae, 1630. T. 1–2.

32 Bucelinus Gabriel. Historiae universalis cum sacrae, tum prophanae nucleus. Ulmae: Sumptibus viduae Johannis Goerlini, 1672. [608] p.

33 Carion Joannes. Chronicon. Witebergae: Haeredes Georgii Rhau, 1560. [12], 180, [20] fol.

34 Cedrenus Georgius. Compendium historiarum. Parisiis: Ex typographia Regia, 1647. [68], 458 p.

35 Cornelius a Lapide. Commentaria in omnes divi Pauli epistolas. Antverpiae, Apud Henricum et Cornelium Verdussen, 1692. [8], 976, [90] p.

36 Cornelius a Lapide. Commentarius in Ecclesiasticum. Antverpiae: Apud Jacobum Meursium, 1653. [6], 1040, [76] p.

37 Cornelius a Lapide. Commentaria in Pentateuchum Mosis. Antverpiae: Apud Joannem et Jacobum Meursios, 1648. [16], 1062, [60] p.

38 Jacobus Bergomensis. Supplementum chronicarum. Venetiis: Impressus opere et impensa Georgii de Rusconibus, 1513. [10], 335 fol.

39 Nauclerus Joannes. Chronica. Coloniae: Ex officina Petri Quentel, 1544. [38], 1042 p.

40 Ovidius Publius Naso. Księgi metamorphoseon, to iest Przemian. Kraków: W Drukarni Andrzeja Piotrkowczyka, 1638. [8], 659, [11] s.

41 Stryjkowski Maciej. Kronika Polska, Litewska, Żmudzka i wszystkiej Rusi. Krolewiec: U Gerzego Ostenbergera,1582. 792, [10] p.

Рукописи

42 ГИМ. Синодальное собрание. № 53.

43 ГИМ. Синодальное собрание. № 809.