Аннотация:
В статье раскрывается взаимозависимость важнейших типологических качеств русской профессиональной школы — эпического начала и широкой мелодичности и распевности — с развитием духовной музыки Средневековья и фольклора. Эпический стиль господствующего в ранний период знаменного распева (XI–XIV вв.) во многих чертах совпадает с былинным эпосом. В более поздний период Московской Руси (XV–XVII вв.) мелодизация младшей редакции знаменного распева и развитие новых пространных распевов — путевого, демественного и большого — привело к осознанию ведущей роли мелодического начала. Не ранее конца XVI в. это проявилось и в фольклоре, в жанре лирической (протяжной) песни. Эволюционный характер в развитии русского церковного пения показывает, что средневековая музыкальная традиция, подобно архитектурной, фресковой и иконописной, а также гимнографической, сохраняла свои эстетические и ценностные основы в стилях более поздних эпох, формируя типологию музыкального мышления, ведущие направления русской школы, национальный менталитет. Роль духовной музыки в отечественной истории должна получить свою объективную оценку.
Список литературы:
- Алексеева Г.В. Проблемы адаптации византийского пения на Руси. Владивосток: Дальнаука, 380 с.
- Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. 472 с.
- Кристиaнс Д. От подражания форме к дословному переводу: принципы параллельной адаптации мелодии и текста византийских песнопений в славянской традиции // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2008. Вып. 1 (11). С. 26–55.
- Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л.: Наука, 256 с.
- Народное музыкальное творчество: учебник / отв. ред. О.А. Пашина. СПб.: Композитор, 568 с.
- Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. История и основные направления развития русской духовной музыки XX века // Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. М.: Прогресс-Традиция, 2003. Вып. 4 / сост. Н. Герасимова-Персидская, И. Лозовая; отв. ред. И. Лозо- вая С. 301–333.
- Парфентьева Н.В. Творческие принципы древнерусских мастеров и их воплощение в духовной музыке XX в. // Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток — Русь — Запад. Гимнология. М.: Прогресс-Традиция, Вып. 3 / сост. и отв. ред. И. Лозовая. С. 366–379.
- Пожидаева Г.А. Духовная музыка славянского Средневековья. М.: Композитор; СПб.: Нестор-История. 472 с.
- Пожидаева Г.А. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля. М.: Знак, –880 с.
- Пожидаева Г.А. Современное духовно-музыкальное творчество: сочинения Владимира Пожидаева (1946–2009) // Славянский мир в третьем тысячелетии / отв. ред. Е.С. Узенёва. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2019. Т. 14, № 3–5. С. 263–276.
- Пожидаева Г.А. Традиции духовной музыки в современном композиторском творчестве: сочинения Владимира Пожидаева (1946–2009) // Вестник славянских культур. Т. 56. С. 187–201.
- Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв. Ред. колл. Л.П. Жуковская, Н.Б. Тихомиров, Н.Б. Шеламанова / АН СССР, Институт истории, Археографическая комиссия. М.: Наука,1984. 408 с.
- Серов А.Н. Избранные статьи: в 2 т. М.; Л.: Музгиз, 1950. Т. 1: 1950–1957. 628 с.
- Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 624 с.
- Щуров В.М. Жанры русского фольклора: Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. М.: Музыка, Ч. 1: История, бытование, музыкально-стилистические особенности. 401 с.
- Floros C. Universale Neumenkunde. Kassel: Bärenreiter-Antiquariat, 1970. Band I: 391