Аннотация:
В данной статье определяются обстоятельства бытования иконы Богоматери Свенской Печерской, которая по легенде является чудотворной иконой Киево-Печерского монастыря, отправленной в Брянск для исцеления ослепшего князя Романа. Ее иконография воспроизводит алтарную мозаику Успенской Печерской церкви с изображением тронной Богоматери, дополненным образами предстоящих преподобных Антония и Феодосия, которые являются их первыми дошедшими до нас изображениями. Сюжет, отражающий историю обретения чудотворной иконы, сохранился в «Сказании о зачатии Свенского монастыря» и в «Повести о Свенской иконе Божьей Матери». «Сказание» датируется не позднее 1566 г., когда активизировалась жизнь Свенского монастыря в связи с поновлением оклада иконы, осуществленного по указанию Ивана IV. Скорее всего, в качестве протографа Сказания выступает челобитная о восстановлении оклада иконы старца Иова Камынина, предположительно включенная в монастырский летописец. Два известных списка «Сказания», опубликованные в конце XVIII — начале XX вв., относятся к редакциям, восходящим к данному протографу. В тексте «Сказания» не отражается экфрасис чудотворной иконы, но содержится легенда об обретении святыни и основании монастыря, которое датируется 1288 г. Именно чудотворная икона становится основным текстопорождающим фактором «Сказания», реализующим традиционный мотив: древняя святыня изменяет жизнь человека, исцеляет его по молитвам Богоматери, он строит монастырь, который начинает жить, сохраняя память о святыне, донаторе и легендарных событиях. «Повесть о Свенской иконе Божьей Матери» является памятником XIX в. и по отношению к «Сказанию» представляет Особую редакцию, которая ограничивается историей обретения иконы и возникновения Свенского монастыря в конце XIII в.
Список литературы:
- Антонова М.В., Комова М.А. Житийные образы благоверных князей Олега и Романа Брянских: иконографический комментарий // Вестник Брянского государственного университета. № 3. С. 182–185.
- Антонова М.В., Комова М.А. Проблемы текстологии «Сказания о зачатии Свенского монастыря» // Вестник Брянского государственного университета. № 3. С. 185–187.
- Великая Русь. История и художественная культура. Серия: Славяно-византийский свод / Д.С. Лихачев, Г.К. Вагнер, Г.И. Вздорнов, Р.Г. Скрынников. М.: Искусство, 488 с.
- Власов А.Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XV–XVIII веков: Тексты и исследования. СПб.: Пушкинский Дом, 780 с.
- Кириллин В.М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия». М.: Языки славянских культур, 307 с.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. М.: Паломник, Т. II. 462 с.
- Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М.: Мартис, 222 с.
- Лазарев В. История византийской живописи. М.: Искусство, 329 с.
- Лепахин В.В. Сказания о чудотворных иконах в древнерусской словесности. М.: Паломник, 287 с.
- Макеева И.И. Цикл ранних чудес святого Николая Мирликийского в русской письменности XV–XVII веков // Святитель Николай Мирликийский в памятниках письменности и иконографии. М.: ПСТГУ, С. 15–49.
- Пивоварова Н.В. Киево-Печерский образ Божией Матери. Традиция почитания и эволюция иконографии в старообрядческом искусстве // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. Т. 85, № 6–1. С. 183–190.
- Савельева Н.В. Сказания XVII века о святынях, святых и подвижниках Русского Севера: Пинега и Мезень. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 443 с.
Источники:
- Антоний. Иконография // Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, Т. 2. С. 602–606.
- Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием // Государственная Третьяковская галерея: каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. М.: Красная площадь, Кат. 16. С. 70–72.
- Десятни Московского уезда 7086 и 7094 гг. / публикатор и авт. вступ. ст. Е. Сташевский. М.: Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 50 с.
- Иерофей, архим. Брянский. Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. М.: Университ. тип., 237 с.
- Кипрская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, Т. 33. С. 731–734.
- О чудотворной иконѣ пресвятыя Богородицы имянуемыя Свенскiя // РГБ. Дополнительное собрание библиотеки Троице-Сергиевской лавры. Ф. 304 II, № 140, XIX в. Л. 203 об. — 205.
- Петров Н.И. Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. М.: Университ. тип., Вып. II. С. 124–125.
- Сказание о зачатии Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Великихъ Чудотворцевъ Преподобныхъ Отецъ нашихъ Антония и Феодосия Печер- скихъ Свинскаго монастыря во граде Брянске, пять поприщъ отъ града на низъ Десны реки // Древняя российская вивлиофика. М.: Тип. компании ти- пографической, С. 284–293.
- Сказание о зачатии Пречистые Печерскые и великых чюдотворцев Онтоние и Феодосие печорских Свинского монастыря въ граде Брянске пять поприщ от наниз Десны рекы // Евсеев И.Е. Описание рукописей, хранящихся в ор- ловских древлехранилищах. Орел: Тип. Хализева, 1906. Вып. 2. С. 130–132, 258–262.
- Сказания о чудесах Богородицы и сказания об иконах Богородицы. № 140. Комментарии // РГБ. Дополнительное собрание библиотеки Троице-Сергиевской лавры. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/dopolnitelnoe-sobranie- biblioteki-troitse-sergievoi-lavry/140 (дата обращения: 09.2020).
- Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ея милостях роду человеческому / предисл. Е. Поселянина. Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 799 с. (Репринт, 1909.)