Полный текст:

PDF

Автор: В. М. Кириллин
Информация об авторе:

Владимир Михайлович Кириллин — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Ключевые слова: образ, панегирик, житие, летопись, похвальный пас- саж, эпитет, именование, ретроспективная аналогия, уподобление, би- блейские персонажи, император Константин, Иерусалим, Киев, духовная, политическая преемственность.
DOI: 10.22455/978-5-9208-0610-9-285-370

Аннотация: В статье рассматривается процесс развития взглядов на личность и деяния великого Киевского князя Владимира Святославича как крестителя Руси и ее небесного покровителя. Материалом для анализа автору служат не исследовавшиеся до сей поры разновеликие фрагменты рефлексивного свойства, которые пронизывают и дополняют фактографию «Слова о Законе и благодати» митрополита Илариона, «Память и похвалу» Иакова Мниха, Повесть временных лет, Чтение о Борисе и Глебе Нестора Летописца, разные варианты проложного жития Владимира. Прежде всего, тексты XI — начала XII вв. демонстрируют процесс заметного развития в русской литературе идейных и вместе с тем образно и иконологично выраженных представлений о Владимире Святославиче. Как выяснилось, выявленные в трудах первых воспевателей князя идеоло- гемы в свое время отражали постепенное распространение и укрепление его национального почитания как идеального государственного деятеля и устроителя христианской жизни на Руси и, соответственно, коррелировали с разными культурными тенденциями, — а именно с представлениями, характерными для изобразительной типологии сугубо церковного свойства, и с расхожими житейскими поэтическими воззрениями. По-ви- димому, Иларион был ближе к первым, Иаков — ко вторым, тогда как автор летописных хвалебствий Владимиру и Нестор в «Чтении о Борисе и Глебе» были менее определенны в своих аксиологических установках и подходах, смешивая официальный и народный взгляды. Позднейшие агиографические, панегирические аттестации Владимира Святославича уже устойчиво сосредоточены на его святости и небесном служении Руси. Формировавшаяся с XII по XV в. в рамках жизнеописания панегирическая рефлексия о преобразившем Русь великом Киевском князе, развивая старые темы (Владимир — ниспровергатель языческих устоев, креститель Руси, просветитель народа, равноапостольный князь, идеальный организатор жизни в рамках Государства и Церкви, небесный заступник и святой покровитель Русской земли), находила все новые словесные оболочки и новые изобразительные нюансы в интерпретации его личности и деяний.

Список литературы:

1 Абрамов А.И. «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона как русская историософская реакция на христианско-идеологическую экспансию Византии // Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М.: [Б.и.], 1986. Ч. II. С. 82–95.

2 Адрианова-Перетц В.П., Еремин И.П. Жития [в русской литературе XI — начала XIII века] // История русской литературы: в 10 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. I. С. 315–346.

3 Акентьев К.К. «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. Древнейшая версия по списку ГИМ Син. 591 // Истоки и последствия: Византийское наследие на Руси. Сб. статей к 70-летию члена-корреспондента РАН И.П. Медведева / под ред. К.К. Акентьева. СПб.: Византинороссика, 2005. С. 116–152.

4 Александров А.В. Символическая структура проповеди в Слове о Законе и Благодати // Серебряный век: Диалог культур. Сб. науч. ст. по матер. Междунар. науч. конф. пам. проф. С.П. Ильева. Одесса: Астропринт, 2003. С. 71–79.

5 Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. 254 с.

6 Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л.: Наука, 1965. 231 с.

7 Беседа Иерусалимская: Повесть града Иерусалима // Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Григорием Кушелевым-Безбород- ко под ред. Н. Костомарова: Сказания, легенды, повести, сказки и притчи. СПб., 1860. Вып. второй. [3], 305–484 с.

8 БЛДР. СПб.: Наука, 1997. Т. 1: XI–XII века. 548 с.

9 БЛДР. СПб.: Наука, 2000. Т. 10: XVI век. 620 с.

10 БЛДР. СПб.: Наука, 1999. Т. 2: XI–XII века. 556 с.

11 БЛДР. СПб.: Наука, 1997. Т. 4: XII век. 688 с.

12 БЛДР. СПб.: Наука, 1997. Т. 5: XIII век. 528 с.

13 БЛДР. СПб.: Наука, 1999. Т. 6: XIV — середина XV века 584 с.

14 БЛДР. СПб.: Наука, 1999. Т. 7: Вторая половина XV века. 582 с.

15 Библиотека русского фольклора: Былины / под ред. Ф.М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1988. 576 с.

16 Библиотека русского фольклора: Сказки. Книга 2 / сост., подгот. текстов, коммент. Ю.Г. Круглова. М.: Сов. Россия, 1989. 576 с.

17 Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995. 256 с.

18 Бродская В.Б., Цаленчук С.О. История русского литературного языка. Ч. I (X–XVIII вв.). Львов: Изд-во Львовского ун-та, 1957. 171 с.

19 Бугославский С.Л. К литературной истории «Памяти и похвалы» князю Владимиру // ИОРЯС. 1925. Т. 29. С. 105–159.

20 Бычков В.В. Теория образа в византийской культуре VIII–IX веков // Старобългарска литература. София, 1986. Кн. 19. С. 60–74.

21 Васильев В. Канонизация русских святых // ЧОИДР. М., 1893. Книга третья (сто шестьдесят шестая). I–VIII, 1, 256 c. (Исследования).

22 Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 1999. 680 с.

23 Вихлянцев В.П. Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816–76 гг. М.: Коптево, 1998. 317 с.

24 Владимиров П.В. Древняя русская литература Киевского периода, XI–XIII веков. Киев: Тип. Имп. Ун-та св. Владимира Н.Т. Корчак-Новицкого, 1900. 480 c. с разд. паг.

25 Водовозов Н. История древней русской литературы. М.: Просвещение, 1972. 383 с.

26 Возняк М.С. Iсторiя укараїнської лiтератури. Кн. 1. Вид. 2. Львiв, 1992 (по изд. 1920). 696 с.

27 Вышеславцев Б. Значение сердца в религии // Путь. Париж, 1925. № 1. С. 79–98.

28 Гайденко П.П. Время в философии Нового времени // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / руководители проекта В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2010. Т. 1: А — Д. С. 453–457.

29 Галахов А. История русской словесности, древней и новой. Изд. 2-е. СПб.: Тип. Морского мин-ва, 1880. Т. 1, отд. 1: Древнерусская словесность. 517 с.

30 Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2-е, испр. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1903. 600 с.

31 Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. II: Период второй, Московсский, от нашествия монголов до митрополита Макария включительно. Первая половина тома. М., 1997. 920 с.

32 Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1: Период первый, Киевский или Домонгольский. 1-я полов. т. М.: Имп. о-во ист. и древн. рос. при Моск. ун-те, 1901. 968 с.

33 Горский В. Образ истории в «Слове о законе и благодати» // Альманах библиофила. М.: Книга, 1989. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). С. 65–75.

34 Гребенюк В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М.: Биоинформсервис, 1997. 210 с.

35 Громов М.Н. Образы философов в Древней Руси. М.: ИФ РАН, 2010. 190 с.

36 Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X–XVII веков. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с. 

37 Грушевський М. Історія української літератури. Киiв; Львів, 1923. Частина перша. Т. II. С. 59–71 (раздел: Оригінальне письменство XI–XII вв., пара- граф: «О Законi i благодатi».

38 Грушевський М. Історія української літератури. Киiв; Львів, 1923. Частина перша. Т. II. С. 71–78 (разд. Оригінальне письменство XI–XII вв., параграф «Морально-дидактична література доби. Анонімні твори. Феодосій печер- ський, Яков, Мономах»).

39 Гудзий Н.К. История древней русской литературы. Изд. 3-е. М.: Учпедгиз Наркомпроса РСФСР, 1945. 579 с.

40 Демин А.С. Внешность человека в древнейших славянских житиях // Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 89–99.

41 Демин А.С. Семантика перечислений и манера повествования в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона // Свободный взгляд на лите- ратуру. Проблемы современной филологии: Сб. статей к 60-летию научной деятельности академика Н.И. Балашова. М.: Наука, 2002. С. 141–145.

42 Демчук Р.В. Киев — второй Иерусалим // Россия и христианский Восток: история, наука, культура. Б. г. URL: https://ros-vos.net/holy-land/vos-ros/2/1/ (дата обращения 24.11.2019).

43 Джиджора Е.В. Воспевание святых Владимира и Ольги в киеворусской гимнографии // Джиджора Е.В. Исследования по средневековой литературе XI– XV вв.: Сб. науч. работ. Одесса: Астропринт, 2012. С. 139–146.

44 Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 214 с.

45 Древнерусская литература: XI–XVII вв. / под ред. В.И. Коровина. М.: ВЛАДОС, 2003. 448 с.

46 Древнерусские княжеские жития / подгот. тестов, пер. и коммент. В.В. Ку- скова. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. 339 с.

47 Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Изд. 2-е. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 326, [1] с. (1-е изд.: 1968).

48 Еремин И.П. Учительная литература [XI — начала XIII века] // История русской литературы: в 10 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. I: Литература XI — начала XIII века. С. 347–364.

49 Живов В.М. Slavia Christiana и историко-культурный контекст Сказания о русской грамоте // Живов В.М. Разыскания в области истории и предысто- рии русской культуры. М.: ЯСК, 2002. С. 116–169.

50 Живов В.М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. М.: Гро- зис, 1994. 113 с.

51 Жиленко I. В. Пiзнi українськi житiя святого князя Володимира: Тексти i ко- ментарi. Києв, 2013. 432 с.

52 Жития святых мучеников Бориса и Глѣба и службы им / пригот. к печати Д.И. Абрамович. Пг., 1916. XXIII, 204 с.

53 Забелин И. История города Москвы. Изд. 2-е. М.: Типолитография Т-ва «И.Н. Кушнерев и К&О», 1905. Ч. 1. XXVI, 684, [1] с. 

54 Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI–XVI вв.). Л.: Наука, 1987. 246, [1] с.

55 Зимин А.А. «Память и похвала» Иакова Мниха и Житие кн. Владимира по древнейшему списку // «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР». М., 1963. Вып. 37. С. 66–75.

56 Иванов М.С. К проблеме богословского наследия Древней Руси // Иванов М.С. Богословский сборник. М.: ДеЛи плюс, 2011. Т. 1: Статьи разных лет. С. 67–75 (статья 1989 г.).

57 Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М.: Ин-т философии АН СССР, 1986. Ч. 1. 171, [1] с.

58 Иларион. Слово о законе и благодати / сост., вступит. ст., пер. В.Я. Деряги- на; реконстр. древнерус. текста Л.П. Жуковской; коммент. В.Я. Дерягина, А.К. Светозарского. М.: ПИФ «Столица»: НИЦ «Скрипторий», 1994. 143, [2] с.

59 Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия: Труд и изд. архим. Никифора. М.: Тип. А.И. Снегиревой, 1891. 902 с.

60 Иосиф (Левицкий), архим. Подробное оглавление Великих четиих Миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей библиотеке (ныне Синодальной). М.: Синодальная тип., 1892. Ч. 2. IV с., 502 стб.

61 Ирмологий. Почаевская Лавра, 1875. 356 с.

62 История политических и правовых учений: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. 4-е изд. М.: Норма, 2004. 944 с. 63 История политических и правовых учений: учеб. для вузов / под ред. О.Э. Лейста. М.: Изд-во «Зерцало», 2006. 568 с.

64 История русской литературы / под ред. Д.С. Лихачева. М.: Просвещение, 1980. 462 с.

65 История русской литературы / под ред. Е.В. Аничкова, А.К. Бородина, Д.Н. Овсянико-Куликовского. М.: Тов-во И.Д. Сытина, 1908. Т. II. 464 с.

66 История русской философии: учеб. для вузов / редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. 639 с.

67 Истрин В.М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI–XIII вв.). М.: Академия, 2002. 384 c. (1-е. изд.: Пг., 1922).

68 Каждан А.П. Латинская империя // История Византии / отв. ред. Г.Г. Литаврин. М.: Наука, 1967. Т. 3. С. 15–28.

69 Каравашкин А.В. Историческая аналогия в системе универсалий древнерус- ской литературы: на материале агиографии XIV–XV вв. (к постановке вопроса) // Литература Древней Руси. М.: Прометей, 2003. С. 47–68.

70 Караулов Г. Очерки истории русской литературы. Изд. 3-е. М.: Тип. Э. Лисс- нера и Ю. Романа, 1888. Т. I: Литература древнего периода и нового до Пуш- кина. 608 с.

71 Карпов А.Ю. Иаков Мних // Образовательный портал «Слово». 30.10.2011. URL: http://www.portal-slovo.ru/history/44827.php (дата обращения: 25.04.2014).

72 Кириллин В.М. «Повесть о новгородском белом клобуке»: время происхождения и соотношение первых редакций // ГДЛ. М.: Языки славянской  культуры; Прогресс-традиция, 2004. Сб. 11 / отв. ред. М.Ю. Люстров. С. 393–437.

73 Кириллин В.М. «Слово о Законе и Благодати»: идейно-художественная специфика орации // Кириллин В.М. Очерки о литературе Древней Руси. Материалы для истории русской патрологии и агиографии. Сергиев Посад: Изд-во Московской духовной акад., 2012. С. 217–227.

74 Кириллин В.М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия». Литературная история памятника до XVII века. Его содержательная специфика в связи с культурой эпохи. Тексты. М.: Языки славянских культур, 2007. 307 с.

75 Клосс Б.М. Житие князя Владимира // Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Жития. Послания / под ред. Я.Н. Щапова. Аннотированный каталог-справочник. СПб.: Rus.-Balt. inform. tsentr «BLITs», 2003. С. 199–201.

76 Книга о рождении благодатной Марии и детстве Спасителя, написанная по-еврейски блаженнейшим евангелистом Матфеем и переведенная по-латински блаженным Иеронимом, пресвитером // Иисус Христос в документах истории / сост., ст. и коммент. Б.Г. Деревенского. СПб.: Алетейя, 2001. С. 181–206.

77 Князевская О.А. Отрывок древнерусской рукописи конца XII — начала XIII в. (Курский областной краеведческий музей) // Litterae slavicae medii aevi Francusco Venslao Mareš sexegenario oblatae. München, 1985. P. 157–170.

78 Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М.: Просвещение, 1978. 384 с.

79 Кожинов В. Творчество Илариона и историческая реальность его эпохи // Альманах библиофила. М.: Книга, 1989. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). С. 24–44.

80 Колесов В. Умное слово в «Слове» Илариона Киевского // Альманах библиофила. М.: Книга, 1989. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). С. 95–113.

81 Конявская Е.Л. Александр Невский в исторических источниках. 2. Житийная литература // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. М.: Р. Валент, 2010. С. 209–218.

82 Кормин Н., Любимова Т., Пилюгина Н. Характер философского мышления Илариона в «Слове о законе и благодати» // Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М.: [Б.и.], 1986. Ч. II. С. 39–55.

83 Кралюк П. Становлення та розвиток теорії «Київ — другий Єрусалим» // Християнство і духовність. Зб. матеріалів другої міжнародної наукової кон- ференції циклу наукових конференцій «християнство: історія і сучасність». К.: Знання, 1998. С. 207–209.

84 Крещение Руси в трудах русских и советских историков. М.: Мысль, 1988. 336 с.

85 Кудрявцев М.П. Москва — третий Рим: Историко-градостроительное исследование. М.: Сол Систем, 1994. 256 с.

86 Кулёва Н.А. К вопросу о формировании состава Миней-Четьих (на примере февральского тома) // Простанство и время. 2015. № 3 (21). С. 110–116. 

87 Кусков В.В. История древнерусской литературы. 4-е изд. М.: Высшая школа, 1982. 296 с.

88 Лабунька М. Митрополит Iларiон i його писання / Працi Греко-католицької Богословської Академiї. Рим, 1990. Т. 80. 125 с.

89 Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X — середина XVII в.). М.: Высшая школа, 1975. 327 с.

90 Ларионов В.Е., Городова М.Н. Священное наследие. М.: Алгоритм, 2010. 790 с.

91 Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI–XVII вв. Минск: Экономпресс, 2001. 351 с.

92 Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М.: Индрик, 2006. 741 с.

93 Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. 1600 стб.

94 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е. М.: Наука, 1979. 360 с.

95 Лихачев Д.С. Слово о Законе и Благодати Илариона // Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. М.: Худож. лит., 1975. С. 10–22.

96 Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой трети XV веков. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 472 с.

97 Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Книга вторая: История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988–1240).704 с.

98 Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Книга третья: История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240– 1589). Отдел первый: Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы, или в период монголский (1240–1448). М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. 704 с.

99 Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Книга шестая: Период самостоятельности Русской Церкви (1589–1881). Патриаршество Московское и всея великия России и Западнорусская митрополия (1589–1654). Отдел первый: Патриаршество Московское и всея Великия России и Западнорусская митрополия (1589–1654). М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 800 с.

100 Макарий (Булгаков). Три памятника русской духовной литературы XI в. // Христианское чтение. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, 1849. Ч. 2. С. 302–336.

101 Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2016. 1256 с.

102 Макарий Египетский, преп. Духовные беседы. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1994. 130 с.

103 Макаров А.И. Нравственные воззрения Илариона Киевского // Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М.: [Б.и.], 1986. Ч. II. С. 96–111. 

104 Малышевский Н.И. Когда и где впервые установлено празднование памяти св. Владимира 15-го июля? // Труды Киевской духовной академии, 1882. № 1. С. 45–69.

105 Мещерский Н.А. История русского литературного языка. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1981. 280 с.

106 Мещерский Н.А. К изучению языка «Слова о законе и благодати» // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1976. Т. 30: Историческое повествование Древней Руси. С. 231–237.

107 Миллер О. Опыт исторического обозрения русской словесности. СПб.: В тип. Куколь-Яснопольскаго, 1865. Ч. 1, вып. 1: От древнейших времен до татарщины. 369, III с.

108 Мильков В. «Слово о законе и благодати» Илариона и теория «казней божиих» // Альманах библиофила. М.: Книга, 1989. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). С. 114–121.

109 Мильков В.В. Иларион и древнерусская мысль // Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М., 1986. Ч. II. С. 6–38.

110 Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси: Древнейшие письменные источники. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. 574 с.

111 Милютенко Н.И. Слово о русской грамоте и крещение Владимира // Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века Исторического факультета Санкт-Петербургского гос. ун-та. СПб., 2012. С. 353–379.

112 Минiа. Кiев, 1893 (12 томов по месяцам). 799, XXVIII, 3; 494, XVIII, 3; 415, XXVIII, 2; 304, XXVIII, 2; 575, XXVIII, 3; 591, XXVIII, 2; 640, XXVIII, 4; 783, XXVIII, 3; 783, XXVIII, 4; 688, XXVIII, 4; 752, XVIII, 3; 672, XXVIII, 3.

113 Минея служебная: Июль. М., 1629. 457 л.

114 Минея: Ноябрь. Г̃. Часть первая. М.: Издат. Совет РПЦ, 2002. 464 с.

115 Мокеев Г. А. О градостроительному символе «Москва — второй Иерусалим» // Богословские труды. 1999. Вып. 35. С. 167–170.

116 Молдован А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев: Наукова думка, 1984. 240 с.

117 Мусин-Пушкинский сборник 1414 года в копии начала XIX-го века. С двумя таблицами фототипических снимков / Издал Вс. Срезневский. СПб., 1893 (Прилож. к LXXII-му т. Записок Импер. Академии наук, № 5). 124 с.

118 Никольский Н.К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // СОРЯС. СПб., 1907. Т. 82. № 4. VI, 168 с.

119 Никулина Е.Н. Агиология: Курс лекций. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. 311 с.

120 Новгородская первая летопись старшего извода // Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. С 13–100.

121 Овчинников Г.К. «Слово о законе и благодати» святителя Илариона как «собрание» его сочинений // Богословский сборник. М., 2001. Вып. 8. С. 227–240.

122 Овчинников Г.К. Загадка «Слова о Законе и Благодати» Илариона Киевско- го // Вестник Моск. гос. индустр. ун-та. Сер. Гуманит. науки. М., 2003. № 1. С. 154–169. 

123 Оленин А.Н. Письмо к графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину о камне Тмутараканском, найденном на острове Тамани в 1792 году. СПб.: Медицинская тип., 1806. [6], 51, [7] с.

124 Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева) / сост. Т.Н. Протасьева. М.: [Б.и.], 1970. Ч. 1: № 577–819. 265 с.

125 Орлов А.С. Древняя русская литература: XI–XVI вв. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. 379 с.

126 Основы литературоведения / под общ. ред. В.П. Мещерякова. М.: Дрофа, 2003. 416 с.

127 Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1987. Вып. I (XI — первая половина XIV в.). С. 354–363.

128 Павленко Г.І. Іпостась Володимира Святого в українських рукописних житіях XVII–XVIII ст. // Магістеріум. Вип. 8. Літературознавчі студії / Націо- нальний університет «Києво-Могилянська академія». Київ, 2002. С. 63–71.

129 Павлова Р. Ostslavische Heilige in südslavischen Kanontexten der Slavia Orthodoxa im 13.–14. Jahrhundert / Восточнославянские святые в южносла- вянской письменности XIII–XIV вв. Halle (Saale): Martin-Luther-Univ. Halle- Wittenberg, 2008. 322 с.

130 Павлова Р. Жития русских святых в южнославянских рукописях XIII– XIV вв. // Славянская филология. София, 1993. Т. 21. С. 92–105.

131 Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Изд. журна- ла «Странник» под ред. А.И. Пономарева. СПб., 1894. Вып. 1. 200 с.

132 Панченко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. Т. 54. С. 491–534.

133 Перетц В.Н. Древнерусские княжеские жития в украинских переводах XVII в. // Перетц В.Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI–XVII веков. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. С. 28–65 (раздел: Житие князя Владимира в украинских обработках XVII в.).

134 Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: Около 2600 имен. М.: Русский язык, 1966. 384 с.

135 Петухов Е.В. Русская литература: Исторический обзор главнейших литера- турных явлений древнего и нового периода. Древний период. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1911. [4], 768 c.

136 Пиккио Р. Древнерусская литература / пер. с итал. М.Ю. Кругловой и др. М.: Языки славянской культуры, 2002. 352 с.

137 Пиккио Р. Об изоколических структурах в литературе православных славян // Пиккио Р. Slavia Orthodoxa: Литература и язык. М.: Знак, 2003. С. 548–556 (пер. с итал. по изд. 1991 г.).

138 Пичхадзе А.А., Ромодановская В.А., Ромодановская Е.К. Жития княгини Ольги, варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ, Q. П. 1. 63) // Русская агиография. Исследования. Материалы. Полемика. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 288–308.

139 Плотникова О.А. Сакральный образ князя Владимира в системе средневекового «литературного этикета» // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 6 — История. URL: http://www.zpujournal. ru/e-zpu/2008/6/Plotnikova/ (дата обращения: 24.11.2019).

140 Повесть временных лет. Ч. I: Текст и перевод / под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 407 с.

141 Погосбекян Д.Р. Политико-правовая тематика в «Слове о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона // Вестник Университета Российской академии образования. 2001. № 3. С. 68–80.

142 Погосбекян Д.Р. Проблемы права и нравственности в первом политическом трактате «Слово о Законе и Благодати» // Государство и право. 2002. № 6. С. 98–103.

143 Покровский Ф.И. Отрывок Слова митр. Илариона «О законе и благодати» в списке XII–XIII вв. // ИОРЯС. 1906. Т. 11. Кн. 3. С. 412–417.

144 Полевой П.А. История русской словесности с древнейших времен до наших дней. Изд. 2-е. СПб.: Изд-е А.Ф. Маркса, 1903. Т. I. 652 с.

145 Поляков А.И. Метод символической экзегезы в историософской теологии Илариона // Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М., 1986. Ч. II. С. 56–81.

146 Поппэ А. Владимир Святой: У истоков церковного прославления // Факты и знаки: Исследования по семиотике истории. М.: Языки славянских культур, 2008. Вып. I. С. 60–107.

147 Порфирьев И.Я. История русской словесности. Изд. 3-е. Казань: Тип. Императорского ун-та, 1879. Ч. 1: Древний период: Устная народная и книжная словесность до Петра В. 694 с.

148 Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2000. Т. I: А — Алексей Студит. 752 с.

149 Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2004. Т. VIII: Вероучение — Владимиро-Волынская епархия. 752 с.

150 Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2006. Т. XIII: Григорий Палама — Даниель-Ропс. 752 с.

151 Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2008. Т. XVIII: Египет древний — Ефес. 752 с.

152 Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2009. Т. XX: Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь — Иверия. 752 с.

153 Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2009. Т. XXII: Икона — Иннокентий. 752 с.

154 Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2010. Т. XXVI: Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин. 752 с.

155 Прибавления к творениям святых отцов. 1844. Ч. 2. 468 с.

156 Пролог. Вторая половина (март — август). М., 6.XII.1643. 953 л. 

157 Протопопов Н. Очерки по истории древнерусской письменности: От начала письменности до XVIII века. Изд. 2-е. М.: М.В. Клюкин, 1902. 251 с.

158 ПСРЛ. Изд. 2-е. Л.: Тип. Эдуарда Праца, 1927. Т. 1: Лаврентьевская летопись. Вып. 2: Суздальская летопись по Лаврентевскому списку. 488 стб., 2 с.

159 ПСРЛ. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1908. Т. 2: Ипатьевская летопись. 938 стб., 87, IV с.

160 ПСРЛ. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1908. Т. 21, первая половина: Книга степенная царского родословия. 342 с.

161 Ранчин А.М. К истолкованию теории «Москва — Третий Рим» в русской культуре Нового времени // Россия XXI. М., 2012. № 6. С. 26–57.

162 Ранчин А.М. Установление почитания Владимира Святого (По поводу кон- цепции А. Поппе) // Ранчин А.М. Древнерусская словесность и ее интерпретации: маргиналии к теме. Saarbrücken, 2011. С. 120–147.

163 Ричка В.М. «Київ — Другий Єрусалим» (з історії політичної думки та ідео- логії середньовічної Русі). К.: Інститут історії України НАН України, 2005. 243 с.

164 Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья (XI–XIII вв.): Очерки литературно-исторической типологии. М.: Наука, 1980. 336 с.

165 Розов Н. Иларион и первые русские летописи // Альманах библиофила. М.: Книга, 1989. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). С. 89–94.

166 Розов Н.Н. Древнейший памятник русской литературы в издании и интерпретации современного немецкого ученого // Известия Отделения литера- туры и языка АН СССР. 1963. № 5. С. 439–445.

167 Розов Н.Н. Из творческого наследия русского писателя XI в. Илариона // Dissertationes slavicae. Szeged, 1975. T. 9/10. P. 115-155;

168 Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона — русского писателя XI в. // Slavia. Praha, 1963. Roč. 31. Seš. 2. S. 141–175.

169 Сазонова Л.И. Принцип ритмической организации в произведениях торжественного красноречия старшей поры («Слово о Законе и Благодати» Ила- риона, «Похвала св. Симеону и св. Савве» Доментиана // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1974. Т. 28. С. 30–46.

170 Сборник 1414 года // Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках И. Срезневского. СПб.: [Б.и.], 1867. Вып. I–XL. С. 82–88.

171 Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии. XIV век. Вып. I (Апокалипсис — летопись Лаврентьевская) / редкол. О.А. Князевская и др. М.: Индрик, 2002. 766 с.

172 Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР: XI–XIII вв. М.: Наука, 1984. 406 с.

173 Седова Р.А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. М.: Русский мир, 1993. 199, [3] с.

174 Сендерович С. Св. Владимир: к мифопоэзису // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. Т. 49. С. 300–313. 

175 Сендерович С. Слово о законе и благодати как экзегетический текст. Иларион Киевский и павликианская теология // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. Т. 51. С. 43–57.

176 Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития: (Обзор редакций и тек- сты). М.: О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1915. 494 с., разд. паг.

177 Серегина Н.С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной пев- ческой книги XI–XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб.: РИИИ, 1994. 468, [1] с.

178 Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам XIII–XVII вв. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI вв. // Странник. 1888. Май — август. С. 197–238.

179 Славяно-русские сочинения в пергаменном сборнике И.Н. Царского // ЧОИДР. 1848. Кн. 7. № 11. С. 21–41.

180 Словарь библейских образов / под общ. ред. Л. Райкена, Д. Уилхойта, Т. Лонгмана. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 625–626.

181 Словарь русского языка XI–XVII вв. М.: Наука, 1975. Вып. 1 (А–Б). 372 с.

182 Словарь русского языка XI–XVII вв. М.: Наука, 2000. Вып. 24 (Се — Скорый). 256 с.

183 Словарь русского языка XI–XVII вв. М.: Наука, 2000. Вып. 25. 276 с. 184 Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь. В церковнославянском пе- реводе по русским рукописям 1095–1097 г. / Труд И.В. Ягича. СПб.: Отд-ние рус. яз. и словесности имп. Акад. наук, 1886. [4], CXXXVI, 244, 609 с.

185 Смирнов П.А. Образ Владимира Святославича как крестителя Руси в восприятии его современников по данным «Повести временных лет» // Литера- тура Древней Руси: К 100-летию со дня рождения проф. Н.И. Прокофьева. М.: МПГУ: Прометей, 2011. С. 7–22.

186 Смирнов П.А. Эволюция образа Владимира Святославича (На материале летописных сводов): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 18 с.

187 Соболевский А.И. В память исполнившегося 900-летия со времени крещения Руси // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. Киев, 1888. Книга вторая. Отдел II. 422 с. с разд. паг.

188 Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. М.: Издат. Совет РПЦ, 2008 (1-е изд.: Париж, 1951). 507 с.

189 Сперанский М. История древней русской литературы: Пособ. к лекц. в Университете на Высш. жен. курсах в Москве. Изд. 2-е. М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1914. 633 с.

190 Сперанский М.Н. Октябрьская минея-четья домакарьевского состава // ИОРЯС. СПб., 1901. Т. VI. Кн. 1. С. 57–87.

191 Сперанский М.Н. Сентябрьская минея-четья домакарьевского состава // ИОРЯС. СПб., 1896. Т. I. Кн. 2. С. 235–257.

192 Сперанский М.Н. Славянская метафрастовская минея-четья // ИОРЯС. СПб., 1904. Т. IX. Кн. 4. С. 173–202.

193 Срезневский В.И. «Память и похвала» князю Владимиру и его Житие по списку 1494 г. // Записки Имп. АН. Ист.-филол. отд. 1897. Т. 1. № 6. С. 1–8. 

194 Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб.: Отд-ние рус. яз. и словесн. Имп. АН, 1912. Т. 3. Стб. 1573–1575.

195 Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и комментарии. М.: Языки славянских культур, 2007. Т. 1: Житие св. княгини Ольги. Степени I–X. 598 с.

196 Стремоухов Д. Москва — третий Рим: источники доктрины // Из истории русской культуры. Киевская и Московская Русь / сост. А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. II. Кн. 1. С. 425–441 (пер. И.И. Соколовой).

197 Творогов О.В. К изучению октябрьской четьей минеи XV в. // ТОДРЛ. СПб.: Наука, 2008. Т. 58. С. 282–289.

198 Тихонюк И.А. «Изложение Пасхалии» Московского митрополита Зосимы // Исследования по источниковедению истории СССР XIII–XVIII вв.: сб. ст. М.: Ин-т истории, 1986. С. 45-62.

199 Толочко П.П. Древний Киев. Киев: Наукова думка, 1976. С. 45–61.

200 Ужанков А.Н. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. М.: Академика, 2014. 352 с.

201 Усачев А.С. Из истории русской средневековой агиографии: два произведения о равноапостольном князе Владимире Святославиче (исследование и тексты) // Вестник церковной истории. 2006. № 2. С. 5–44.

202 Успенский Б.А. Когда был канонизирован князь Владимир Святославич // Litterae slavicae medii aevi Francusco Venslao Mareš sexegenario oblatae. München, 1985. С. 1–29.

203 Успенский Ф.И. История Византийской империи: Отдел VI. Комнины; Отдел VII. Расчленение империи; Отдел VIII. Ласкари и Палеологи. Восточный вопрос / сост. Л. В. Литвинова. М.: Мысль, 1997. 829, [2] с.

204 Федотов Г.П. Канонизация святого Владимира // Владимирский сборник. В память 950-летия Крещения Руси. 988–1938. Белград: [Б.и.], 1938. С. 188–196.

205 Федотов Г.П. Собр. соч.: в 12 т. М.: Мартис: SAM & SAM, 2001. Т. 10: Русская религиозность. Ч. I: Христианство Киевской Руси. X–XIII вв. 382 с. (пер. с англ. по изд. 1946 г.).

206 Федотов О.И. Основы теории литературы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение. 274 с.

207 Фотокопия творів митрополита Іларiона iз кодексу С-591 // Лабунька М. Митрополит Iларiон i його писання / Працi Греко-католицької Богословсь- кої Академiї. Т. 80. Рим, 1990. С. 53–124.

208 Хрущов И.П. О древнерусских исторических повестях и сказаниях: XI–XII столетие. Киев: Унив. тип., 1878. X, 212 с.

209 Чекова И. Княз Владимир — равноапостолният светец на Киевска Рус // Че- кова И. Първите староруски князе светци (образи, символика, типология). София: Унив. изд-во «Св. Климент Охридски», 2013. С. 73–125.

210 Шамбинаго С.К. Повести о начале Москвы // ТОДРЛ. М; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. Т. 3. С. 59–98.

211 Шахматов А.А. Жития князя Владимира. Текстологическое исследование древнерусских источников XI–XVI вв. / [подгот. текста, предисл., вступит. ст. Н.И. Милютенко; отв. ред. Д.М. Буланин]. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. 380, [3].

212 Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1906. 126 с.

213 Шевырев С. История русской словесности: Лекции. М.: Унив. тип., 1860. Ч. 2. [2], 432с.

214 Щапов Я.Н. «Память и похвала» князю Владимиру Святославичу Иакова мниха и Похвала княгине Ольге // Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Жития Послания. Аннотированный каталог-справочник / под ред. Я.Н. Щапова. СПб.: БЛИЦ, 2003. С. 181–185.

215 Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по уче- нию Слова Божия // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1860. Кн. 1, отд. 2. С. 63–70.

216 Якубинский Л.П. История древнерусского языка. М.: Учпедгиз, 1953. 368 с.

217 Čiževskij D. History of Russian Literature: From the eleventh century to the end of the Baroque. ‘s-Gravenhage, 1960. 451 p.

218 Die Werke des Metropoliten Ilarion. Eingeleitet, übersetzt und erläutert von L. Müller. München: W. Fink Verlag. 1971. 96 S.

219 Elbe H. Die Handschrift С der Werke des Metropoliten Ilarion // Russia mediaevalis. München: 1975. Bd. 2. S. 120-161.

220 Jakobson R. Гимн в Слове Илариона о законе и благодати // Jakobson R. Selected Writings. Vol. 6, part 2: Early Slavic Paths and Crossroads. Berlin; New York; Amsterdamr, 1985. P. 402–414.

221 Miller D.A. Imperial Constantinople. N.Y.: John Wiley, 1969. XII, 226 p.

222 Müller L. Des Metropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis. Wiesbaden, 1962. 229 s. 223 Reid George J. Apocrypha // The Catholic Encyclopedia. Vol. I: Aachen — Assize. New York, 1913. P. 601–615.