Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 22-28-01617 «Противостояние “кромешному миру” в творчестве проповедников конца XVII — начала XVIII века: авторская аксиология, механизмы воздействия»
Аннотация:
Исследование посвящено взаимодействию проповеднического слова и убеждений, находящихся на противоположном христианскому ценностном полюсе, в книжности переходной эпохи (XVII в.). В статье представлен анализ противоборства анонимного проповедника, автора рукописного сборника слов и поучений «Статир», взглядам, предполагающим отрицание всеобщего Воскресения и неверие в богочеловеческую природу Христа. К этой теме неоднократно обращались учители Церкви: подробно останавливались на ней в своих проповедях Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский и др. На их логику и доказательства опирается автор рассматриваемой в статье проповеди на еретиков. Выявляются интерес проповедника к народной религиозности, применению приема аналогий при объяснении метафизических реалий, а также творческая самостоятельность в создании обличительного пафоса текста. Описывается система доказательств в поучении, основанная на соединении обыденности в ее детальной конкретике и обращении к мифологемам библейского генезиса. Подготовлена публикация рукописной проповеди из сборника «Статир», впервые вводимой в научный оборот.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исследования
1 Журавель О. Искусство проповеди Андрея Денисова: риторические стратегии и приемы // Quaestio Rossica. 2022. Т. 10, № 4. С. 1377–1393. DOI: 10.15826/qr.2022.4.735
2 Клибанов А.И. Русское православие. Вехи истории. М.: Изд-во полит. лит., 1989. 719 с.
3 Лихачев Д.С., Панченко А.М. Смеховой мир Древней Руси. Л.: Наука, 1976. 204 с.
4 Лукьянов Н.А. Толкование евангельского сюжета беснования на новолуние в проповедях XVII в. // Материалы 60-й Международной научной студенческой конференции: Иностранные языки: лингвистика и межкультурная коммуникация. Литературоведение. Прикладная лингвистика. Языкознание. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2022. С. 135–136.
5 Нестерова А. Бытийная и антропологическая семантика слова в поучениях конца XVII в. // Quaestio Rossica. 2020. Т. 8, № 1. С. 36–55. DOI: 10.15826/qr.2020.1.446
6 Соболева Л.С. Обличение волхвов, лжепророков и чаровниц в рукописном сборнике проповедей XVII в. ≪Статир≫ // Литература и история в контексте археографии / отв. ред. С.Г. Петров, В.А. Ромодановская. Новосибирск: [б. и.], 2022. С. 373–385.
7 Соболева Л.С. Сборник проповедей XVII века ≪Статир≫: сакральные образы и автор. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. 314 с.
8 Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Критерион, 2002. Т. 2. 505 с.
Источники
9 Иванов М.С. Ересь // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М.: Церковно-научный центр ≪Православная энциклопедия≫, 2000–. Т. 18. С. 598–607.
10 Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник / под ред. В.В. Кускова. М.: Высшая школа, 1994. 336 с.
11 ОР РГБ. Собрание Н.П. Румянцева. № 411. ≪Статир≫.
12 Слово 1, в Н(е)[д](е)лю 20, по сошествїи С(вя)таго Д(у)ха // Симеон Полоцкий. Обед душевный. М.: Печ. двор, 1681. Л. 346 об. – 352.
13 Слово на не[д](елю) 20 по соше[ст](вїи) С(вя)[т](аго) Д(у)ха // Лазарь Баранович. Мечь духовный. Киев: Тип. Киево-Печерской лавры, 1666. Л. 240 об. – 249.