Аннотация:
В статье раскрывается значение духовной музыки позднего русского Средневековья (XV–XVII вв.) для формирования важнейших типологических качеств отечественной профессиональной музыки. Показано опережающее развитие многоголосия в профессиональной музыке в сравнении с фольклором. На материале хоровой классики XX в. — ≪Всенощного бдения≫ С.В. Рахманинова и концерта ≪Пушкинский венок≫ Г.В. Свиридова — показано, что базовую основу русской музыкальной классики XX в., наряду с фольклором, создавала духовная музыка православного богослужения, его хоровая культура. Она определила многие типологически важные черты отечественной профессиональной музыки — это вокальная природа тематизма, подголосочная полифония, использование звучания хора a capella и его тембровых возможностей взамен оркестра. В музыке XX в. профессиональные традиции русского Средневековья находят свое продолжение в развитии интонационного фонда распевов, подголосочной полифонии, исполнительской культуры хорового пения. Последняя проявляется в расширенном медленном темпе, четкой дикции, цепном дыхании, многослойности хоровой фактуры, восходящей к эпохе барокко, но еще более сложной, динамических особенностях богослужебного пения патриаршего хора, восходящих к концу XVI в. Огромное значение имеет сохранение исполнительских особенностей: внутренней сосредоточенности и молитвенной наполненности хорового пения, которые обращают современного слушателя к монастырской традиции с ее самоуглубленностью в молитве. Это выражает уже те ментальные глубины русского сознания, которые сложились благодаря православной духовной культуре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исследования
1 Богомолова М.В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие (на примере Великой Панихиды). М.: Композитор, 2005. 303 с.
2 Великий Архидиакон. Архивные аудиозаписи 1911–1913 годов. Реставратор А.И. Шатов. М.: Новый фактор, 2001.
3 Голубцов А.П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М.: Унив. тип., 1899. 270 с.
4 Кандинский А. ≪Всенощное бдение≫ Рахманинова и русское искусство рубежа веков // Советская музыка. 1991. № 5. С. 73–78.
5 Келдыш Ю.В. Древняя Русь XI–XVII века // История русской музыки. М.: Музыка, 1983. Т. 1. 383 с.
6 Келдыш Ю.В. С.В. Рахманинов // История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 1997. Т. 10 а: конец XIX — начало XX века. С. 69–133.
7 Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности / отв. ред. Д.С. Лихачев, Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. 485 с.
8 Малацай Л.В. Творческое наследие А.В. Никольского в контексте русской хоровой культуры первой половины XX века: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 2011. 46 с.
9 Монах Тихон Макарьевский. Ключ разумения / Исследование памятника, расшифровка знаменной нотации Н.В. Мосягиной. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2014. 247 с.
10 Народное музыкальное творчество. Учебник / отв. ред. О.А. Пашина. СПб.: Композитор, 2005. 304 с.
11 Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Владос, 2003. 301 с.
12 Обиход нотнаго пения употребительных церковных роспевов. В двух частях. Всенощное бдение. Божественная литургия. М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2004 (репринт: СПб.: Синодальная тип., 1892). 314 с.
13 Плотникова Н.Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов. Исследование и публикации. М.: Композитор, 2005. 199 с.
14 Плотникова Н.Ю. Полифония в русском безлинейном и партесном многоголосии XVII–XVIII веков. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. 46 с.
15 Пожидаева Г.А. Древлеправославные певческие традиции в раннем русском многоголосии // Вестник РГНФ. 2000. № 3. С. 257–270.
16 Пожидаева Г.А. Духовная музыка славянского Средневековья. М.: Композитор, СПб.: Нестор-История. 2017. 472 с.
17 Пожидаева Г.А. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля. М.: Знак, 2007. 876 с.
18 Преображенский А.В. Очерк истории церковного пения в России. 2-е изд. СПб.: [б. и.], 1924. 64 с.
19 Протопопов В.В. Полифония в русской музыке XVII — начала XX века // История полифонии. М.: Музыка, 1987. Вып. 5. 325 с.
20 Рахманова М.П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. М.: Музыка, 1994. Т. 10 б: 1890–1917 / под ред. Л.З. Корабельниковой и Е.М. Левашова. С. 392–456.
21 Розова Л.К. Великий архидиакон. М.: Издат. отдел Московского Патриархата, 1994. 79 с.
22 Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1971. 623 с.
23 Холопова В.Н. Русско-украинский хоровой концерт // Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие. СПб.: Лань, 1999. С. 234–245.
24 Щуров В.М. Жанры русского фольклора: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. М.: Музыка, 2007. Ч. 1: История, бытование, музыкально-стилистические особенности. 401 с.
Рукописные источники
25 ГИМ. Епархиальное собр. № 173, 174, 180. Последняя четверть XV в.
26 ГИМ. Собр. Уварова. № 904 (692). 20-е гг. XVI в.
27 РГБ. Собр. Разумовского. Ф. 379. № 81. Третья четверть XVII в.
28 РГБ. Собр. Разумовского. Ф. 379. № 19, 82. Последняя четверть XVII в.,
29 Российский национальный музей музыки им. Глинки. Отдел рукописей. Ф. 283. № 15. Начало XVII в.