Полный текст:

PDF

Автор: Пожидаева Г.А.
Информация об авторе:

Галина Андреевна Пожидаева — доктор искусствоведения, профессор, Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, ул. Неглинная, д. 6/2, стр. 1–2, 109012 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0572-4887

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Пожидаева Г.А. Духовно-музыкальная культура Руси в ее связях с типологией отечественного музыкального искусства тема // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 21 / Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С. 527–546. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2022-21-527-546

УДК: 821.161.1.0
EDN:

https://elibrary.ru/UTDGIA

Ключевые слова: типология русской профессиональной музыки, подголосочная полифония фольклора и духовной музыки позднего Средневековья, тембровые особенности хора a capella.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2022-21-527-546
Дата публикации: 16.12.2022

Аннотация:

В статье раскрывается значение духовной музыки позднего русского Средневековья (XV–XVII вв.) для формирования важнейших типологических качеств отечественной профессиональной музыки. Показано опережающее развитие многоголосия в профессиональной музыке в сравнении с фольклором. На материале хоровой классики XX в. — ≪Всенощного бдения≫ С.В. Рахманинова и концерта ≪Пушкинский венок≫ Г.В. Свиридова — показано, что базовую основу русской музыкальной классики XX в., наряду с фольклором, создавала духовная музыка православного богослужения, его хоровая культура. Она определила многие типологически важные черты отечественной профессиональной музыки — это вокальная природа тематизма, подголосочная полифония, использование звучания хора a capella и его тембровых возможностей взамен оркестра. В музыке XX в. профессиональные традиции русского Средневековья находят свое продолжение в развитии интонационного фонда распевов, подголосочной полифонии, исполнительской культуры хорового пения. Последняя проявляется в расширенном медленном темпе, четкой дикции, цепном дыхании, многослойности хоровой фактуры, восходящей к эпохе барокко, но еще более сложной, динамических особенностях богослужебного пения патриаршего хора, восходящих к концу XVI в. Огромное значение имеет сохранение исполнительских особенностей: внутренней сосредоточенности и молитвенной наполненности хорового пения, которые обращают современного слушателя к монастырской традиции с ее самоуглубленностью в молитве. Это выражает уже те ментальные глубины русского сознания, которые сложились благодаря православной духовной культуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

1 Богомолова М.В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие (на примере Великой Панихиды). М.: Композитор, 2005. 303 с.

2 Великий Архидиакон. Архивные аудиозаписи 1911–1913 годов. Реставратор А.И. Шатов. М.: Новый фактор, 2001.

3 Голубцов А.П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М.: Унив. тип., 1899. 270 с.

4 Кандинский А. ≪Всенощное бдение≫ Рахманинова и русское искусство рубежа веков // Советская музыка. 1991. № 5. С. 73–78.

5 Келдыш Ю.В. Древняя Русь XI–XVII века // История русской музыки. М.: Музыка, 1983. Т. 1. 383 с.

6 Келдыш Ю.В. С.В. Рахманинов // История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 1997. Т. 10 а: конец XIX — начало XX века. С. 69–133.

7 Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности / отв. ред. Д.С. Лихачев, Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. 485 с.

8 Малацай Л.В. Творческое наследие А.В. Никольского в контексте русской хоровой культуры первой половины XX века: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 2011. 46 с.

9 Монах Тихон Макарьевский. Ключ разумения / Исследование памятника, расшифровка знаменной нотации Н.В. Мосягиной. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2014. 247 с.

10 Народное музыкальное творчество. Учебник / отв. ред. О.А. Пашина. СПб.: Композитор, 2005. 304 с.

11 Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Владос, 2003. 301 с.

12 Обиход нотнаго пения употребительных церковных роспевов. В двух частях. Всенощное бдение. Божественная литургия. М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2004 (репринт: СПб.: Синодальная тип., 1892). 314 с.

13 Плотникова Н.Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов. Исследование и публикации. М.: Композитор, 2005. 199 с.

14 Плотникова Н.Ю. Полифония в русском безлинейном и партесном многоголосии XVII–XVIII веков. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. 46 с.

15 Пожидаева Г.А. Древлеправославные певческие традиции в раннем русском многоголосии // Вестник РГНФ. 2000. № 3. С. 257–270.

16 Пожидаева Г.А. Духовная музыка славянского Средневековья. М.: Композитор, СПб.: Нестор-История. 2017. 472 с.

17 Пожидаева Г.А. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля. М.: Знак, 2007. 876 с.

18 Преображенский А.В. Очерк истории церковного пения в России. 2-е изд. СПб.: [б. и.], 1924. 64 с.

19 Протопопов В.В. Полифония в русской музыке XVII — начала XX века // История полифонии. М.: Музыка, 1987. Вып. 5. 325 с.

20 Рахманова М.П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. М.: Музыка, 1994. Т. 10 б: 1890–1917 / под ред. Л.З. Корабельниковой и Е.М. Левашова. С. 392–456.

21 Розова Л.К. Великий архидиакон. М.: Издат. отдел Московского Патриархата, 1994. 79 с.

22 Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1971. 623 с.

23 Холопова В.Н. Русско-украинский хоровой концерт // Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие. СПб.: Лань, 1999. С. 234–245.

24 Щуров В.М. Жанры русского фольклора: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. М.: Музыка, 2007. Ч. 1: История, бытование, музыкально-стилистические особенности. 401 с.

Рукописные источники

25 ГИМ. Епархиальное собр. № 173, 174, 180. Последняя четверть XV в.

26 ГИМ. Собр. Уварова. № 904 (692). 20-е гг. XVI в.

27 РГБ. Собр. Разумовского. Ф. 379. № 81. Третья четверть XVII в.

28 РГБ. Собр. Разумовского. Ф. 379. № 19, 82. Последняя четверть XVII в.,

29 Российский национальный музей музыки им. Глинки. Отдел рукописей. Ф. 283. № 15. Начало XVII в.