Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00005 «Иконография и агиография Лествицы Иоанна Синайского»)
Аннотация:
Аскетическое сочинение византийского святого Иоанна Синайского «Лествица небесная» имеет богатую историю воплощения в древнерусской живописи. Оригинальным типом иконографии, рожденным «Лествицей», являются сцены монашеских подвигов в монастыре-темнице, описанные в Слове 5-м «О Покаянии». Развитый цикл изображений сцен покаяния монастырских затворников окружает средник признанного шедевра последней трети XVI в. — иконы «Видение преподобного Иоанна Лествичника с 24 клеймами жития и подвигов» из собрания Рыбинского музея-заповедника. Цель исследования — проследить в этом редчайшем памятнике характер и особенности переложения пятой главы «Лествицы» с литературного языка на изобразительный. Задачами изучения иконы служит определение ее ближайших иконографических и стилевых аналогий и протографов во фресках, иконах, миниатюрах. Это позволит уточнить датировку и атрибуцию иконы. Используя метод сравнительного анализа текста и изображения, методику иконографического и стилистического сопоставления, иконологический метод, автор находит параллели между агиографией и иконографией. Последовательное сравнение клейм иконы с аналогичными сюжетами покаяния монахов во фреске западной галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1508–1564) и в миниатюрах рукописи «Лествицы» 1520–530-х гг. из РГБ доказывают явное близкое знакомство автора иконы с указанными памятниками столичного происхождения. Уникальность иконографии и элитарность письма иконы приводят к выводу о написании ее московским изографом по царскому заказу, вероятно, как образ святого покровителя царевича Иоанна, сына Иоанна Грозного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исследования
1 Бекенева Н.Г. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М.: СканРус, 2006. 437 с.
2 Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.: Искусство, 1990. 385 с.
3 Кочетков И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. Кирилло-Белозерский монастырь. Л.: Художник РСФСР, 1979. 172 с.
4 Логвинов Е.В. Искусство строгановских мастеров. М.: Сов. художник, 1991. 175 с.
5 Михайлов А.В. Рыбинск православный. Рыбинск: ОАО Рыбинский Дом печати, 2006. 96 с.
6 Подковырова В.Г., Попова Т.Г. «Слово о покаянии» Иоанна Лествичника: зримое слово и воплотившийся образ // Palaeoslavica. 2012. Вып. 20, № 1. С. 16–82.
7 Попова Т.Г. Житие Лествичника (по древнейшей славянской рукописи Лествицы) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2014. № 2 (56). С. 83–95.
8 Попова Т.Г. Христианские монастыри Востока VI–VII вв. в «священном пространстве» Лествицы Иоанна Синайского // Имагология и компаративистика. 2022. Т. 17. С. 122–142.
9 Хохлова И.Л. Житие преподобного Иоанна Лествичника с подвигами покаяния в иконе из собрания Рыбинского музея. О соотношении слова и образа // История и культура Ростовской земли. 2007. Ростов: [б. и.], 2008. С. 204–213.
10 Хохлова И.Л. «Лествица» преподобного Иоанна в живописи Древней Руси. Обзор основных произведений // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. № 3 (13). С. 242–247.
11 Хохлова И.Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск: ОАО Рыбинский Дом печати, 2009. 480 с.
12 Шалина И.А. Боковые врата иконостаса: символический замысел и иконография // Иконостас: Происхождение – развитие – символика / ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 559–598.
13 Martin J.R. The Illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton: University Press (London: Geoffrey Cumberlege), 1954. 200 p.
14 Popova T.G. Die Leiter zum Paradies des Johannes Klimakos. Katalog der slavischen Handschriften / Лествица Иоанна Синайского. Каталог славянских рукописей. Koln: Bohlau Verlag, 2012. 1073 S.
Источники
15 Лествица с толкованиями и Слово св. Нила о восьми злых помыслах. 1520–1530-е гг. Москва, РГБ, собрание ризницы Троице-Сергиевой лавры, № 20. Трц. р. 20. Другие шифры и номера: Трц. р. 8664, М. 8664, ф. 304/III, № 20. Номер в общей описи ризницы: 97/1.