Полный текст:

PDF

Автор: Лепахин В.В.
Информация об авторе:

Валерий Владимирович Лепахин — доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии, Сегедский университет, 6720 Сегед, Dugonics tér 13.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Для цитирования:

Лепахин В.В. Конон (Константин) Угрин: легенда или история? // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 21 / Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С. 330–342. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2022-21-330-342 

УДК: 821.161.1.0
EDN:

https://elibrary.ru/SIGXGV

Ключевые слова: Ефрем Новоторжский, Моисей Угрин, Георгий Угрин, отношения между Россией и Венгрией в X–XI вв., монастыри, раннее монашество.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2022-21-330-342
Дата публикации: 16.12.2022

Аннотация:

В статье анализируются данные о монахе Кононе-Константине, венгре по происхождению. Он скончался в 1015 г., но сведения о нем появились лишь в конце XIX в. На основе публикаций в «Тверских епархиальных ведомостях» можно утверждать, что на Тверской земле в течение столетий держались предания о Константине Новоторжском — монахе или блаженном. В 1876 г. в Петербурге вышла в свет книга тверитянина И. Красницкого, который собирал предания и легенды Тверской земли. Среди них есть небольшое сообщение и о Константине. «Тверской патерик» с сомнением отнесся к этому преданию. Однако, не-смотря на позднее происхождение легенды, ее не следует отбрасывать, поскольку в ней имеются детали, которые невозможно было придумать в XIX в., вместе с тем эти детали проливают свет на некоторые известные данные древних источников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

1 Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1882. XII с., 616 стб., [2], VIII с.

2 Голубинский Е.Е. История русской церкви. М.: Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1880–1911.

3 Лепахин В.В. Георгий Угрин в житиях, богослужении, иконах и современной повести // Studia Slavica Hung. 2001. Vol. 46, № 1–2. Р. 95–110. (Akademiai Kiado, Bp.)

4 Лепахин В.В. Заметки о возрасте трех братьев-венгров — Ефрема, Моисея и Георгия — и времени их прихода на Русь // Studia Slavica Hung. 2001. Vol. 46, № 3–4. С. 271–276. (Akademiai Kiado, Bp.)

5 Лепахин В.В. Образ прп. Моисея Угрина в произведении XVII века ≪Стих о злой траве шихе≫ и в комментариях В.В. Розанова начала XX века // Studia Slavica Savariensia. Szombathely, 2001. № 1–2. C. 177–188.

6 Лепахин В.В. Преподобный Моисей Угрин — ≪второй≫ или ≪другой≫ Иосиф // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. Т. 54. С. 370–389.

7 Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Кни- га первая. 407 с.

8 Феринц И. Моисей Угрин и его братья // Studia Slavica Hung. Bp., 1993. № 38/1–2. P. 19–25.

9 Ferincz I. Magyar Mozes es Efrem — az orthodox egyhaz szentjei // AETAS. 1998. № 1. Р. 67–71.

10 Ferincz I. Magyar Mozes es Efrem — az Orthodox Egyhaz szentjei // Az otrhodoxia tortenete Magyarorszagon a XVIII. szazadig. Szeged, 1995. Р. 37–44.

11 Lepahin V. Szenteletű Magyar Mozes — a Masodik Jozsef // Az Ortodoxia tortenete Magyarorszagon a XVIII. szazadig. Szeged, 1995. P. 45–55.

12 Lepahin V. Georgij Ugrin, azaz Magyar Gyorgy — az alig ismert szent // AETAS. 1998. № 1. P. 72–78.

Источники

13 Архиеп. Димитрий (Самбикин). Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве. 2-е изд. Сентябрь – декабрь. Каменец-Подольск, 1892–1895. Вып. 1–4; Январь – август. Тверь, 1897–1902. Вып. 5–12.

14 Архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока: в 2 т. 1-е изд. М.: Тип. Современных известий, 1876. 2-е изд., испр. и много доп. Владимир: Типо-литогр. В.А. Паркова, 1901.

15 Архиеп. Филарет Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Опыт описаний их. Кн. 1–3. 2-е изд. Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1865.

16 Архим. Леонид (Кавелин). Святая Русь, или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.), обще и местно чтимых, изло- жены в таблицах, с картою России и планом киевских пещер. Справочная книга по русской агиографии. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1891. 64 с.

17 Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Книга дополнительная первая. М.: Синод. тип., 1908. 592 с.

18 Книга, глаголемая о российских святых // Тверские епархиальные ведомо- сти. Тверь, 1889. № 8.

19 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / под ред. А.Н. Насонова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 640 с.

20 Описание Новоторжского Борисоглебского монастыря, составленное священником Новоторжского Преображенского собора И. Колосовым. 3-е изд. СПб.: [б. и.], 1900.

21 Тверская старина. СПб.: Военная тип., 1876. Вып. 1: город Торжок: очерки истории, древностей и этнографии, составленные И. Красницким. 96 с.

22 Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1885. № 10.

23 Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1889. № 8.

24 Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1898. № 22.

25 Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1898. № 24.

26 Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Казань: Центральная тип., 1907. 16 с.

27 Lepahin V. Csodatevő Magyar Efrem // Magyarsag es Ortodoxia ezer esztendő. Miskolc. 2000. P. 28–36.

28 Lepahin V. Magyar Szent Gyorgy // Magyarsag es Ortodoxia ezer esztendő. Miskolc. 2000. P. 61–71.