Аннотация:
Восприятие фигуры преподобного Сергия Радонежского сегодня соответствует тому представлению о нем, какое складывалось в начале XX в., несмотря на семидесятилетие атеистической пропаганды или благодаря ей. Преподобный Сергий Радонежский явился тогда символом Святой Руси, «народной идеей», по словам великого русского историка В.О. Ключевского. Так смотрят на него и сейчас. Однако появление символа, его кристаллизация в народном сознании требует определенного времени и, что главное, определенных текстов. Первое произведение в цикле текстов о преподобном Сергии Радонежском — «Похвала» ему, написанная его учеником и последователем преподобным Епифанием Премудрым. Сегодня «Похвала преподобному Сергию» забыта. Она практически не изучается. В статье раскрывается динамический образ преподобного Сергия Радонежского, который был написан Епифанием в «Похвале». Вместе с тем «Похвала» рассматривается как такое произведение, которое смогло исключить главного героя из исторического повествования, создать миф о нем. А это в свою очередь привело к формированию на его основе символа, а также традиции его восприятия, протянувшихся поверх разных эпох и, что главное, их соединяющих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исследования
1 Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. С. 104–116.
2 Клосс Б.М. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1998. Т. I: Житие Сергия Радонежского. 568 с.
3 Ключевский В.О. Православие в России. М.: Мысль, 2000. 621 с.
4 Леонид (Кавелин), архим. Предисловие к изданию 1885 г. // Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 257–268.
5 Лосев Α.Φ. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
6 Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. 479 с.
7 Первушин М.В. Два взгляда на княгиню Ольгу в древнерусской гимнографии // Litera. 2020. № 10. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33861 (дата обращения 14.05.2022).
8 Первушин М.В. Несколько взглядов на одну жизнь: литературные образы князя Всеволода Псковского // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 19 / гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 507–525.
9 Greenblatt S. Renaissance Self Fashioning: From More to Shakespeare. Chicago: University of Chicago Press, 1980. 321 p.
10 Kanouse D.E., Gumpert P., Canavan-Gumpert D. The Semantics of Praise // New Directions in Attribution Research / J.H. Harvey, W. Ickes, R.F. Kidd (Eds.). New York: Lawrence Erlbaum Associates, 1981. Vol. 3. P. 97–115.
Источники
11 Епифаний Премудрый. Похвальное слово Сергию Радонежскому // Клосс Б.М. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1998. Т. I: Житие Сергия Ра- донежского. Ч. IV: Тексты. С. 271–283.
12 Коробейникова Л.Н. Похвала // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК ≪Интелвак≫, 2001. Стб. 775.
13 Флоренский П.А., свящ. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2 / ред. П.В. Флоренского и др. 877 с.