Полный текст:

PDF

Автор: И. Маркезини
Информация об авторе:

Ирина Маркезини — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Альма Матер Студиорум — Университет г. Болоньи, Департамент современных языков, литератур и культур (ЛИЛЕК), ул. Картолерия, д. 5, 40124 г. Болонья, Италия.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Маркезини И. Между современностью и традицией. Творчество Саши Соколова и его связи с древнерусской литературой // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 20 / Ин-т мировой литературы РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 595–610. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2021-20-595-610

Ключевые слова: древнерусские памятники, Саша Соколов, Школа для дураков, фольклор, Иван Федоров, плетение словес, Библия.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2021-20-595-610
Дата публикации: 08.07.2021

Aннотация:

Статья фокусируется на важности роли древнерусских памятников в творчестве Саши Соколова, в частности, в его первом романе Школа для дураков (1976). При анализе текста рассматриваются следующие языковые явления: авторский выбор лексики и значение данного выбора. Такой подход является основой для выделения трех категорий, которые характеризуют природу связи творчества Соколова с древнерусской литературой: 1. Религиозные аллюзии; 2. Присутствие фольклорных элементов; 3. Аллюзия на древнерусские книги и фигуры. Результаты изучения этой темы способствуют как расширению знаний в области связей между древнерусскими памятниками и современной русской литературой, так и более углубленному исследованию стиля Соколова.

Список литературы:

  1. Брайнина Т.Д. Саша Соколов как ключевая фигура русского постмодернизма // Русская речь. № 3 (май-июнь). C. 19–24.
  2. Вайман Н. Поверх барьеров. Беседа с Сашей Соколовым // Новая литературная карта России. 2008. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/vaiman-sokolov- interview/view_print/ (дата обращения: 08.2020).
  3. Воронель А., Воронель Н., Соколов С. Я хочу поднять русскую прозу до уровня поэзии. (Беседа с Сашей Соколовым, США, 1983 г.) // 1984. № 35. С. 179–188.
  4. Врубель-Голубкина И. Саша Соколов: «Сколько можно на полном серьёзе мусолить внешние признаки бытия?» // OpenSpace.ru, 31.10.2011. URL: http:// colta.ru/literature/events/details/31471/ (дата обращения: 31.08.2020).
  5. Зорин А. Насылающий ветер // Новый мир. № 12. C. 253.
  6. Кислов В. Репетиция реинкарнации (Рецензия книги Триптих) // Новое литературное обозрение. 2012. T. 113, № 1. URL: https://wnlobooks.ru/ magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/113_nlo_1_2012/article/18522/ (дата обращения: 31.08.2020).
  7. Ринкер Ф., Майер Г. Библейскaя энциклопедия Брокгауза. Кременчуг: Християнська зоря. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja- entsiklopedija-brokgauza/ (дата обращения: 31.08.2020).
  8. Соколов C. Школа для дураков. Между собакой и волком. Палисандрия. Эссе. СПб.: Азбука Классика, 601 с.
  9. Соколов Триптих. М.: Оги, 2011. 267 с.
  10. Boyd Vladimir Nabokov. The American Years. Princeton: Princeton University Press, 1991. 783 p.
  11. Caramitti Letteratura russa contemporanea. La scrittura come resistenza. Roma: Laterza, 2010. 332 p.
  12. Halperin C.J. Russia and the Golden Horde: the Mongol Impact on Medieval Russian Bloomington: Indiana University Press, 1985. 180 p.
  13. Heller L. A World of Prettiness: Socialist Realism and Its Aesthetic Categories // The South Atlantic 1995. Vol. 94 (3). P. 687–714.
  14. Johnson B. Introduction for Sasha Sokolov’s School for Fools // Elkost. International Literary Agency. 2012. URL: http://www.elkost.com/authors/sokolov/ media/854-introduction_for_sasha_sokolov (дата обращения: 31.08.2020).
  15. Marchesini I. Intervista a Sasha Sokolov // Levigati dall’assenza. La costruzione del personaggio nella prosa metafinzionale russo-sovietica. Roma: UniversItalia, P. 219–222.
  16. Nabokov The Real Life of Sebastian Knight. London: Penguin, 2001. 192 p.
  17. Richardson Unnatural Voices. Extreme Narration in Modern and Contemporary Fiction. Columbus: Ohio State University Press, 2006. 166 p.
  18. Robin Socialist Realism: an Impossible Aesthetic. Stanford: Stanford University Press, 1992. 345 p.
  19. Saronne E. Il Cantare di Igor’. Parma: Pratiche, 1991. 297 p.