Полный текст:

PDF

Автор: Н.З. Зайц
Информация об авторе:

Нежа Златковна Зайц — доктор исторических и филологических наук, научный сотрудник Института культурной истории Научно-исследовательского центра Словенской Академии наук и искусств, Нови трг, д. 2, 1001 г. Любляна, Словения.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Зайц Н. У истоков монашеского мировоззрения преп. Максима Грека (к 550-летию со дня рождения святого) // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 20 / Ин-т миро- вой литературы РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 250–272. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2021-20-250-272

Ключевые слова: преп. Максим Грек, молитвенные практики, исихазм, монашество, Афонское монашество, древнерусская литература, церковнославянский язык.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2021-20-250-272
Дата публикации: 08.07.2021

Аннотация:

В статье приводится анализ шести тематически близких авторских сочинений преп. Максима Грека, которые соединены в Парижском рукописном собрании сочинений в уникальный ряд текстов. Их объединяет тема монашеской жизни, они построены в форме ответов. Оказывается, что Максим Грек именно в этих сочинениях создал особое понятие «внутреннего человека». Вернее, наблюдаются следы его личной практики «молитвы в сердце» (Иисусовой молитвы), что свидетельствует о его монашеском опыте и мировоззрении, которые напоминают духовную аскетическую практику в исихазме. Более того, упомянутые произведения преп. Максима Грека включают оригинальные приемы создания им литературного текста, поэтому отражают не только его понимание литературного творчества, но и суть авторской поэтики. Детально рассматриваются эти сочинения впервые, притом на основе рукописных материалов.

Список литературы:

  1. Вернер И.В. Грамматическая справа Максима Грека в Псалтыри 1552 г. // Письменность, литература, фольклор славянских народов. История славистики. XV Международный съезд славистов. М.: Древлехранилище, 2013. С. 104–127.
  2. Клосс Б.М. Максим Грек — переводчик Повести Энея Сильвия Пикколомини «Взятие Константинополя турками» // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1974. М.: Наука, 1975. С. 55–61.
  3. Кравец Е.В. Книжная справа и переводы Максима Грека как опыт нормализации церковнославянского языка XVI века // Russian Linguistics. 1991. Vol. 15. С. 247–279.
  4. Преподобный Максим Грек. Сочинения. М.: Индрик, 2008. Т. 1. 568 с.
  5. Преподобный Максим Грек. Сочинения. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2014. Т. 2. 432 с.
  6. Прoхоров Г.М. «Так воссияют праведники...»: Византийская литература ХIV в. в Древнeй Руси. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2009. 265 с.
  7. Семячко С.А. Рукопись F. I. 738 как сборник постоянного состава. Приложение 1. Предисловия к библейским песням // Гордиенко Э.А., Семяч-ко С.А., Шибаев М.А. Миниатюра и текст: (из истории одной рукописи). СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2011. С. 124–162, 208–227.
  8. Синицына Н.В. Максим Грек в России. М.: Наука, 1977. 332 с.
  9. Синицына Н.В. Раннее творчество Максима Грека // Преподобный Максим Грек. Сочинения. М.: Индрик, 2008. Т. 1. С. 15–83.
  10. Синицына Н.В. Творчество преподобного Максима Грека 30–50 гг. XVI в. и собрание избранных сочинений из 47 глав // Преподобный Максим Грек. Сочинения. М.: Рукописные памятники древней Руси, 2014. Т. 2. С. 12–47.
  11. Cameron А. The Byzantines. Cambridge: John Wiley & Sons, 2009. 296 p.
  12. Davis L.D. The First Seven Ecumenical Councils (325–787): Their History and Theology. Washington: Michael Glazier, 1988. 342 p.
  13. Denissoff Е. Maxime le Grec et L’Occident: Contribution a L’Histoire de la Pensee Religieuse et Philosophique de Michel Trivolis. Louvain: Bibliotheque de l’Universite, 1943. 460 p.
  14. Hay D., Law J. Italy in the Age of the Renaissance 1380–1530. London and New York: Longman Pub Group, 1989. 372 p.
  15. Janin R. Les Eglises Orientales et les Rites Orientaux. 4. ed. Paris: Letouzey et Ané, 1955. 548 p.
  16. Kallendorf C.W. (ed. and trans.) Humanist Educational Treatises. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2002. 358 p.
  17. Krausmüller D. Theotokos-Diadochos // Byzantine Orthodoxies. Papers from the Thirty-sixth Spring Symposium. Aldershot, 2006. Р. 35–54.
  18. Reinert S.W. Fragmentation (1204–1453). In: The Oxford History of Byzantium, Ed. Cyril Mango. Oxford: Oxford University Press, 2002. Р. 248–284.
  19. Simoniti P. Humanizem na Slovenskem in slovenski humanisti do srede XVI. stoletja. Ljubljana: Slovenska matica, 1979. 297 p.
  20. Valiavitcharska V. Rhetoric and Rhythm in Byzantium. The Sound of Persuasion. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 243 p.
  21. Zajc N. Some Notes on the Life and Works of Maxim the Greek (Michael Trivolis, ca 1470 — Maksim Grek, 1555/1556). Part 2: Maxim the Greek’s Slavic Idiolect // Scrinium: Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique. 2016 (12). Р. 375–382. DOI: 10.1163/18177565-00121p24