Полный текст:

PDF

Автор: Н.В. Трофимова
Информация об авторе:

Нина Владимировна Трофимова — доктор филологических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, ул. Малая Пироговская, д. 1/1, 119991 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9001-8236
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Трофимова Н.В. Особенности цитирования Священного Писания в Галицко-Волынской летописи // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 20 / Ин-т мировой литературы РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 223–238. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2021-20-223-238

Ключевые слова: Галицко-Волынская летопись, библейские цитаты, функции, мотивы, владимирское летописание, киевское летописание.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2021-20-223-238
Дата публикации: 08.07.2021

Аннотация:

Цитаты из Библии постоянно используются летописцами всех русских княжеств с разнообразными функциями. При этом источники, частота и функции цитирования различаются в летописях в зависимости от целевой установки летописцев, общего замысла и позиций отдельных книжников, стилевых особенностей текстов. Галицко-Волынская летопись отличается сравнительно редким цитированием Священного Писания, в двух ее частях явственно сказываются две стилевые манеры, включающие различные приемы цитирования. Для Галицкой летописи более характерны неточные цитаты, передающие мысли повествователей и князей, иногда создающие эмоциональные акценты. Не используются в этой части цитаты для характеристики князей. В Волынской летописи чаще тексты Библии цитируются точно, основная их функция — создание образа идеального князя Владимира Васильковича. Круг мотивов, раскрываемых с помощью цитат, достаточно узок, что отличает данный свод от летописей Киевского и Владимирского княжеств: это мотив Божьей помощи русским князьям, мотив предательства, осмысление личности идеального князя. Особенности цитирования могут быть объяснены тем, что в Галицкой летописи книжники прежде всего стремились создать яркое повествование, наглядно представляющее образ главного героя Даниила Романовича; волынские летописцы выполняли иную задачу — создания панегирика князю Владимиру Васильковичу.

Список литературы:

  1. Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Biblia/tekstologija-slavjanskoj-biblii/ (дата обращения: 25.08.2020).
  2. Башлыкова М.Е. Топика житий в Киево-Печерском патерике редакции 1661 года // Герменевтика древнерусской литературы. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Сб. 15. С. 187–351.
  3. Гардзанити М. Библейские цитаты в церковнославянской книжности. М.: Индрик, 2014. 232 с.
  4. Гиппиус А.А. К вопросу о контактах региональных традиций в русском летописании первой трети XIII века // Восточная Европа в древности и средневековье. Автор и его источник: восприятие, отношение, интерпретация: XXI Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто: Москва, 14–17 апреля 2009 г.: материалы конференции. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2009. С. 74–75.
  5. Гиппиус А.А. Новгородская владычная летопись XII–XIV вв. и ее авто ры // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. М.: ИРЯ РАН, 2006. С. 189‒190.
  6. Данилевский И.Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов М.: Аспект-Пресс, 2004. 383 с.
  7. Еремин И.П. Волынская летопись 1289–1290 гг. // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1957. Т. 13. С. 102–117.
  8. Ипатьевская летопись / ПСРЛ. М.: Языки русской культуры, 1998. Т. 2. 648 с.
  9. Кузьмина М.К. Канон преподобнического жития сквозь призму библейских цитат. М.: Водолей, 2017. 400 с.
  10. Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. М.: Языки русской культуры, 1997. Т. 1. 496 с.
  11. Лопухин А.П. Толкование на Книгу Премудрости Соломона. URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovanie-na-knigu-premudrosti-solomona/3 (дата обращения: 25.08.2020).
  12. Лопухин А.П. Толковая Библия. Толкование на Евангелие от Луки. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_53/1 (дата обращения: 25.08.2020).
  13. Лопухин А.П. Толковая Библия. Толкование на книгу Бытия. URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01/4 (дата обращения: 25.08.2020).
  14. Лопухин А.П. Толковая Библия. Толкование на Книгу пророка Исайи. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_28/61 (дата обращения: 25.08.2020).
  15. Лопухин А.П. Толковая Библия. Толкование на Псалтирь. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/68 (дата обращения: 25.08.2020).
  16. Майоров А.В. Галицко-Волынская Русь. Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община. СПб.: Университ. книга, 2001. 640 с.
  17. Мельничук В.А. Евангельский текст в изображении истории киевского правления XII века (по материалам летописного свода игумена Моисея и Никоновского свода) // Проблемы исторической поэтики. 2014. № 12. С. 47–62.
  18. Пауткин А.А. Беседы с летописцем. Поэтика раннего русского летописания. М.: Изд-во МГУ, 2002. 285 с.
  19. Пауткин А.А. Волынский летописец XIII в. и агиографическая традиция. Опыт реконструкции // Пауткин А.А. Горизонты прочтения. Историко-филологические заметки и размышления. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 100–107.
  20. Пауткин А.А. Волынский летописец XIII в. и риторическое наследие митрополита Илариона // Литература Древней Руси: Материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и ее традиции в литературе Нового времени», посвященной памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева, г. Москва, 6–7 декабря 2018 г. М.: МПГУ, 2019. С. 45–58.
  21. Пауткин А.А. Галицкая летопись как памятник литературы Древней Руси. М.: Изд-во МГУ, 1990. 76 с.
  22. Пауткин А.А. Древнерусские святые князья. Агиологический тип как культурно-историческая система // Герменевтика древнерусской литературы. М.: Тип. «Нефтяник», 1994. Сб. 7, ч. 1. С. 212–224.
  23. Пауткин А.А. Летописный портрет Даниила Галицкого: литературное заимствование, живописная традиция или взгляд очевидца? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 1 (7). С. 70–74.
  24. Пауткин А.А. Мотив единения князей-братьев в «Слове о полку Игореве» и памятниках его времени // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1985. № 4. С. 3–10.
  25. Пауткин А.А. О судьбе полководческих жизнеописаний в древнерусской литературе XI–XIV вв. // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1988. № 3. С. 18–25.
  26. Пауткин А.А. Южнорусские летописцы XIII в. и переводная историческая литература // Герменевтика древнерусской литературы. М.: Наследие, 1998. Сб. 9. С. 127–134.
  27. Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1950. 333 с.
  28. Трофимова Н.В. Библейские цитаты в Киевской летописи // Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения: Материалы международной научной конференции «Кусковские чтения. Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения». Москва, 3–6 октября 2019 г. / сост. М.В. Михайлова. М.: Изд. центр МГИК, 2019. С. 225–233.
  29. Трофимова Н.В. Библейские цитаты во владимиро-суздальском летописании XII–XIII вв. // Литература Древней Руси: Материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и ее традиции в литературе Нового времени», посвященной памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева, г. Москва, 6–7 декабря 2018 г. М.: МПГУ, 2019. С. 23–44.
  30. Ужанков А.Н. Летописец Даниила Галицкого // Ужанков А.Н. Проблемы историографии и текстологии древнерусских памятников XI–XIII веков. М: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. С. 287–422.