Полный текст:

PDF

Автор: Киёхару Миура
Информация об авторе:

Киёхару Миура | ミウラ キヨハル — профессор, Университет Васэда, факультет литературы, искусств и наук, кафедра русской литературы, 1-24-1 Тояма, Синдзюку, Токио, 162- 8644, Япония.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Миура К. Как читать «Слово на воскресение Лазаря»? К вопросу о древнерусском мифотворчестве и религиозном воображении в мире славянских средневековых апокрифов // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 20 / Ин-т мировой литературы РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 154–185. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2021-20-154-185

Ключевые слова: «Слово на воскресение Лазаря», апокриф, мифотворчество, сюжет, образ ада.
DOI: https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2021-20-154-185
Дата публикации: 08.07.2021

Статья написана при финансовой помощи проектов JPSP, 24255035, 26284044, 26284045, 16H03496

Аннотация:

Настоящая статья ставит перед собой задачу исследовать на примере апокрифического «Слова на воскресение Лазаря» некоторые особенности древнерусского мифотворчества и проявление религиозного воображения, отразившегося в славянских средневековых апокрифах. Для этого вводится понятие «божественный взгляд», восходящее к принципу изображения, описанному П. Флоренским и получившему название «глазами Бога». Кроме того, в предлагаемой статье выдвигается предположение, что древнерусское «Слово на воскресение Лазаря» имеет связь с античной литературой. Статья состоит из трех частей. Для обоснования выдвигаемых предположений первая часть статьи посвящена обзору истории изучения этого апокрифического произведения до А.С. Николаева (исследователя нашего времени), который подчеркивает связь «Слова на воскресение Лазаря» с индоевропейским корнем. Для обоснования применения при анализе литературного произведения приема «божественный взгляд» во второй части статьи рассмотрим культурную почву древнехристианских апокрифов. Далее на основании первых двух частей в третьей части при помощи понятия «божественный взгляд» проанализируем драматургию «Слова на воскресение Лазаря».

Список литературы:

  1. Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI–XIII веков. Л.: Наука, 1968. 202 с.
  2. Адрианова-Перетц В.П. Фразеология и лексика «Слова о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла: к вопросу о времени написания «Слова». М.; Л.: Наука, 1966. С. 13–127.
  3. Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе / пер. с нем. М.: Прогресс, 1976. 556 с.
  4. БЛДР. СПб.: Наука, 1999. Т. 3: XI–XII века. 413 с.
  5. Демин А.С. «Слово о полку Игореве» и предисловие к «Хронографу» 1641 г. // Памятники литературы и искусства XI–XVII веков. М.: Наука, 1978. С. 87–94.
  6. Еремин И.П. Жанровая природа «Слова о полку Игореве» // Еремин И.П. Литература Древней Руси: (Этюды и характеристики). М.; Л.: Наука, 1966. C. 144–163.
  7. Еремин И.П. Исследования по древнерусской литературе. СПб.: Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2013. Т. 1: Литература Киевской Руси XI–XIII вв. 395 с.
  8. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. 2-е изд., доп. Л.: ЛГУ, 1987. 326 с.
  9. История русской литературы: в 10 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941–1956. Т. I. 404 с.
  10. Николаев А.С. О возможном источнике выражения «живые струны» в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.

    Т. 54. С. 565–580.

  11. Пиккио Р. «Слово о полку Игореве» как памятник религиозной литературы Древней Руси // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. Т. 50. С. 430–444.

  12. Рождественская М.В. Древнерусский апокриф «Слово на воскресение Лазаря»: некоторые итоги и перспективы // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2008. № 3 (52). С. 135–146.
  13. Рождественская М.В. К литературной истории текста «Слова о Лазаревом воскресении» // ТОДРЛ. М.; Л.: Наука, 1970. Т. 25. С. 47–59.
  14. Рождественская М.В. Еще раз о времени написания апокрифического «Слова на воскресение Лазаря» // История: дар и долг: юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко / отв. ред. Н.Н. Лисовой. М.: Императорское Православное Палестинское О-во; СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. С. 250–257.
  15. Рождественская М.В. О жанре «Слова о Лазаревом воскресении» // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1972. Т. 27. С. 109–119.
  16. Рождественская М.В. О новых проблемах изучения апокрифического «Слова на воскресение Лазаря» // ТОДРЛ. СПб.: Наука, 2009. Т. 60. С. 436–449.
  17. Рождественская М.В. Об одной записи к «Зеркалу богословия» Кирилла Транквиллиона // Исследования по древней и новой литературе. Л.: Наука, 1987. С. 190–194.
  18. Рождественская М.В. «Слово на Лазарево воскресение» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1987. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. С. 426–428.
  19. Рождественская М.В. «Слово о Лазаревом воскресении» (характеристика редакций) // ТОДРЛ. М.; Л.: Наука, 1969. Т. 24. С. 64–67.
  20. Рождественская М.В. Царь Давид, царь Симеон и вещий Боян // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. Т. 50. С. 104–109.
  21. Флоренский П.А. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 2000. Т. 3 (1). 623 с.
  22. Cizevskij D. History of Russian Literature from the Eleventh Century to the End of the Baroque. ‘S-Gravenhage: Mouton, 1962. 451 p.
  23. Hitchcock D.R. The Appeal of Adam to Lazarus in Hell. Hague; New York: Mouton Publishers, 1979. 266 p.
  24. James M.R. The apocryphal New Testament: being the apocryphal gospels, acts, epistles, and apocalypses, with other narratives and fragments. Oxford: Clarendon Press, 1924. 584 p.
  25. New Testament Apocrypha; Volume One: Gospels and Related Writings, by Edgar Hennecke, Edited by Wilhelm Schneemelcher, English Translation Edited by R. McL. Wilson. Philadelphia: Westminster Press, 1963. 531 p.