Аннотация: На основе анализа биографии и сочинений преп. Максима Грека, а также рукописных источников раскрывается специфика почитания Божией Матери в трудах книжника XVI в. Аргументация святости Божией Матери, имеющая глубоко личный характер, не случайно оставила отпечаток в структуре его сочинений. Необходимость достойного почитания Матери Божией Максим Грек подтверждал библейским текстом, сведениями из сочинений Восточных Отцов Церкви, византийской агио- графии, гимнографии и иконографии. Таким образом, ему удалось соединить в своем монашеском богословии разные источники христианского наследия. В богословии преп. Максима Грека почитание Божией Матери сыграло важную роль, так как связало его жизненную судьбу и творче- ство в одно вдохновенное и благочестивое целое.
Список литературы:
Список рукописей:
1 Париж. Национальная библиотека. Сочинения Максима Грека. Рук. Славе 123.
2 Москва. ГИМ. Толковая Псалтырь. Рук. Щук. 4.
3 Санкт-Петербург. РНБ. Агиографический сборник Симеона Метафраста. Рук. собр. Соф. 1498.
4 Москва. ОР РГБ. Сочинения преп. Максима Грека. Рук. Ф. 256. Рум. собр., № 264.
Литература:
1 Белокуров С. O библиотеке московских государей в XVI столетии. М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1899. 886 с.
2 Гардзанити М. Библейские цитаты в церковнославянской книжности. М.: Индрик, 2014. 232 с.
3 Гардзанити М. Священное Писание и auctoritas у Максима Грека // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. Т. 64. С. 33–47.
4 Журова Л.И. Авторский текст Максима Грека. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. Ч. 2. 303 с.
5 Иванов А.И. Литературное наследие Максима Грека. Л.: Наука, 1969. 244 с.
6 Казимова Г.A. Канон молебен к божественному и поклоняемому Параклиту преп. Максима Грека: к вопросу об атрибуции и функциональной трансфор- мации // 5th International Hilandar Conference: Love of Learning and Devotion to God in Orthodox Monasteries. Selected Proceedings. Raška škola. Resource Center for Medieval Slavic Studies. Ohio: The Ohio State University in Beograd: Columbus, 2006. Pp. 292–302.
7 Каштанов С.М. Из истории русско-греческих культурных связей // Мосховиа. М.: Индрик, 2001. С. 209–218.
8 Лихачев Д.С. Русская культура. СПб.: Искусство-СПБ, 2007. 436 с.
9 Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. 271 с.
10 Молитвослов. М.: Изд-е Сретенского монастыря ХПП «Софрино», 1998. 25 с.
11 Никифорова А. Из истории Минеи в Византии (гимнографические памятники VIII–XII вв. Из собр. Монастыря св. Екатерины на Синае). M.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 400 с.
12 Плюханова М.Б. Кипение света (русские одигитрии в литургической поэзии и в истории). СПб.: Пушкинский дом, 2016. 604 с.
13 Преп. Максим Грек. Сочинения. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2014. Т. 2. 432 с.
14 Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб.: Пальмира, 2009. 312 с.
15 Ржига В.Ф. Максим Грек как публицист // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1934. Т. 1. С. 5–120.
16 Селиванов Ю.Б. К вопросу о литературных источниках жития Марии Египетской // ГДЛ. М.: Тип. «Нефтяник», 1994. Сб. 6, ч. 1 / отв. ред. В.М. Кириллин. С. 5–27.
17 Синицына Н.В. Максим Грек в России. М.: Наука, 1977. 332 с.
18 Синицына Н. Максим Грек. Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 2008. 236 с.
19 Синицына Н.В. Творчество преподобного Максима Грека 30–50 гг. XVI в. и собрание избранных сочинений из 47 глав // Преподобный Максим Грек. Сочинения. М.: Рукописные памятники древней Руси, 2014. Т. 2. С. 12–47.
20 Старославянский словарь (по рукописям X–XI веков) / ред. Р.М. Цейтлин, Р. Вечерка, Э. Благова. М.: Русский язык, 1994. 842 с.
21 Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / изд. подгот. Н.Н. Покровский под ред. С.О. Шмидта. М.: Ин-т истории, филологии и философии сибирского отделения Академии наук СССР, 1971. 180 с.
22 Тарановский К. Формы общеславянского стиха в древнерусской литературе XI–XIII вв. // American Contributions to the Sixth International Congress of Slavists. Mouton, Paris, 1968. Vol. 1. Pp. 374–380.
23 Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы (Краткое описание. Иконография. Дни празднования. Тропари и молитвы. Молитвенная традиция) / сост. С. Алексеев. СПб.: Библиополис, 2010. 304 с.
24 Успенский Ф.И. История византийской империи. М.: Директ-Медиа, 2016. Т. 1. 1041 с.
25 Флоровский Г. Пути русского богословия. URL: http://www.holytrinitymission. org/books/english/way_russian_theology_florovsky.htm#_Toc26329289 (дата обращения: 21.08.2018).
26 Фонкич Б.Л. Новый автограф Максима Грека // Греческие рукописи и документы в России в XVI — начале XVIII в. М.: Индрик, 2003. С. 80–86.
27 Bornert René. Les commentaires byzantins de la divine liturgie du VII au XVe siècle. Paris: Institut français d’études byzantines, 1966. 292 p.
28 Buckler G. Anna Comnena. Oxford: Oxford University Press, 1929. 558 p.
29 Cameron A. The Byzantines. West Sussex: Wiley-Blackwell, 2010. 279 p.
30 Denissoff Е. Maxime le Grec et l’Occident. Contribution à l’histoire de la pensée religieuse et philosophique de Michel Trivolis. Louvain: Bibliotheque de l’Universite, 1943. 460 p.
31 Diehl С. Figures byzantines. Paris: Librairie Armand Colin, 1906. 408 p.
32 Gambero L. Mary and the Fathers of the Church (The Blessed Virgin Mary in Patristic Thought). San Francisco: Ignatius, 2011. 400 p.
33 Geanakoplus J. D. Byzantine East and Latin West: two worlds of Christendom in Middle Ages and Renaissance: studies in Ecclesiastical and Cultural History // The Journal of Ecclesiastical History, vol. 18, Iss. 2, October. Oxford: Blackwell, 1967, pp. 254–255.
34 Gordillo M. La virginidad transcendente de María Madre de Dios en San Gregorio de Nisa y en la antigua tradición de la Iglesia // Estudios Marianos 21, 1960, pp. 117–155.
35 Hannick. C. The Theotokos in Byzantine hymnography: typology and allegory // Images of the Mother of God. (Maria Vassilaki). Ashgate, 2004, pp. 69–76.
36 Huber Р. Image et Message (Miniatures byzantines de l’Ancien et du Nouveau Testament). Zürich: Atlantis, 1975. 211 p.
37 Jakobson R. Selected Writings. VI. Part I. Early Slavic Paths and Crossroads. Mouton, Hague, 1985. 401 p.
38 Kalavrezou I. Helping Hands for the Empire: Imperial Ceremonies and the Cult of Relics at the Byzantine Court // Byzantine Court Culture from 829 to 1204. Ed. Henry Maguire. Harvard: Dumbarton Oaks research Library, 1997, pp. 53–80.
39 Latyšev В. Menologii byzantini saeculi X supersunt. 2 vols. Sankt-Petersburg: Akademia nauk, 1912. Vol. 2. S. 374–383.
40 Le Mont Athos et l’Empire byzantin, Trésors de la Sainte Montagne, (exhibition catalogue, Petit Palais, 10 avril-5 juillet 2009), Paris 2009 (nr. 120), p. 236.
41 L'inno acatisto in onore della Madre di Dio / ed. Carlo del Grande, Firenze: Fussi, 1948. 115 p.
42 Matthew G. Byzantine Aesthetics. London: J. Murray, 1963. 169 p.
43 Maximus the Confessor. The Life of the Virgin. London, New Heaven: Yale University Press, 2012. 215 p.
44 Patrologia Orientalis. T. XIX, fasc. 3. № 93. — II. Homélies mariales byzantines (textes grecs édités et traduits en latin — M. Jugie). Turnhout, 1974. 741 p.
45 Salaville C. Liturgies orientales. II. La messe. Paris: Libraries Bloud&Gay, 1942. 218 p.
46 Shoemaker С. Introduction // Maximus the Confessor. The Life of the Virgin. Yale-University Press, London-New Heaven, 2012, pp. 1–35.
47 Tillyard H.J.W. Byzantine Music and Himnography // The Journal of Hellenic Studies. Oxford: The Faith Press, 1924, vol. 44, Iss. 2, pp. 299–300.
48 Ušeničnik F. Katoliška liturgika. Ljubljana: Jugoslovanska knjigarna, 1933. 373 s.
49 Wellesz Е. “The Akathistos”. A Study in Byzantine Hymnography // Dumbarton Oaks Paper, 1955, pp. 143–176.
50 Wellesz Е. A History of Byzantine Music and Hymnography. 2nd ed. Oxford: Clarendon Press, 1998. 461 p.
51 Zajc N. Some Notes on the Life and Works of Maxim the Greek (Michael Trivolis, ca 1470 — Maksim Grek, 1555/1556). Part 2: Maxim the Greek’s Slavic Idiolect // Scrinium. 2016. 12, pp. 375–382.
52 Zajc N. Maksim Grek kot utemeljitelj izvirne slovanske duhovne poezije // Primerjalna književnost. 2018. 41. 1. S. 61–80.