Доктор филологических наук,

профессор кафедры русской филологии Сегедского университета (Венгрия)

Образование:

окончил факультет иностранных языков Владимирского педагогического университета (1972)

окончил филологический факультет Будапештского университета (1981)

окончил Парижский богословский институт (1993)

Кандидатская диссертация:

«Образ-икона как мировоззренческий и формообразующий принцип древнерусской культуры и литературы» (1992)

Докторская диссертация:
«Икона в русской литературе» (2006)

 

Область научных интересов: древнерусская словесность, словесность XIX в., богословие иконы, взаимовлияние и взаимосвязи между русской иконописью и отечественной словесностью.

Научно-организационная деятельность

В период с 2005 по 2013 организовал 9 международных научных конференций вначале при Издательском совете Московской патриархии, затем в Доме Русского Зарубежья в Москве под названием «Иконология и иконичность», позже — «Икона в русской словесности и культуре».

Почетные звания и награды

Член Союза писателей России

Научные публикации — более 200 публикаций, в том числе более 20 монографий.

 

Основные публикации

Монографии

  • Икона в русской словесности XIX–XX веков. Сегед: JATEPress, 2015. 355 с.
  • Сказание о чудотворных иконах в древнерусской словесности. М.: Паломник, 2012. 287 с.
  • Золотой век сказаний о чудотворных иконах. М.: Паломник, 2008. 317 с.
  • Образ иконописца в русской литературе XI–XX веков. М.: Русский путь, 2005. 472 с.
  • Икона и иконичность. Сегед: JATEPress, 2000. 373 с.

Избранные статьи

  • Конон (Константин) Угрин: легенда или история? // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 21 / Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С. 330–342. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2022-21-330-342 
  • Икона Троеручицы: тайна третьей руки // Герменевтика древнерусской литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2020. Сб. 19. С. 526–573.
  • Az állatábrázolások sajátosságai az ikonokon és a freskókon // Állati jelek, képek és terek. Szeged, 2018. S. 57–74.
  • A hatalom megjelenítése az ikonfestészetben // A hatalom jelei, képei és terei. Szegedi Egyetemi Kiadó, Juhász Gyula Felsőoktatási Kiadó. Szeged: Magyarország, 2016. S. 141–153.
  • «Повесть о Горе Злочастии»: проблемы пространства, времени и композиции // Икона в русской словесности и культуре: сб. ст. М.: Паломник, 2012. С. 391–421.
  • Экфрасис в русской литературе: опыт классификации // Визуализация литературы. Белград: Изд-во Филол. фак. в Белграде, 2012. С. 7–31.
  • Русская иконопись XVII века: развитие или кризис? // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы XII Междунар. научн. конф. В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. С. 95–105.
  • Osobitosti u shvacanju hrane i posta u „Posnom Triodu” i ruskoj knjizevnosti // Hrana: od gladi do prejedanja, red. Jasmina Vojvodic. Zagreb: Disput, 2010. S. 19–37.
  • Виды экфрасиса в творчестве Достоевского // F.M. Dostoevsky in the Context of Cultural Dialogues. Edited by Katalin Kroó and Tünde Szabó. Budapest, 2009. C. 315–322.
  • Особенности композиции «Повести о Горе-Злочастии» // Studia Slavica Savariensia. No 1-2. VIII. Nemzetközi Szlavisztikai Napok. Szombathely, 2007. C. 271–286.
  • Basic Types of Correlation between Text and Icon, between Verbal and Visuel Icons //An International Journal of Religion, Theory and Culture, Literature and Theology. 2006, March. Vol. 20, no. 1. P. 20–30.
  • Aionotopos dans la littérature russe // Serta Musarum. Essays in Honor of István Fried. Szeged, 2006. Р. 49–58.
  • Цвет, свет и краска в виршах Симеона Полоцкого // Dissertationes Slavicae XXV. Szeged, 2001. С. 45–64.
  • Некоторые особенности поэтического языка Симеона Полоцкого // Studia Russica. XVIII. Budapest, 2000. 

 

Полный список работ автора представлен на сайте http://lepahin.com/



Педагогическая деятельность

Преподает русскую литературу и иконоведение в университете г. Сегед.